Иногда просто не хочется включать телевизор. И вообще знать, как он включается. Потому что эта светящаяся плоскость затягивает. И дело не в том, что от телеэкрана трудно оторваться. Нет. Хорошая книга, порой, увлекает гораздо сильнее, но она  действительно дает пищу для ума. Пищу, которую надо еще суметь переварить, затрачивая на этот силы. А телекартинка, как правило, все разжевывает за нас, а нам остается только жизнерадостно поглощать питательную массу, не особо интересуясь составом продукта. А на диетическую пищу легко подсесть.

Но хуже всего то, что сегодня наше телевидение, практически полностью перешедшее под контроль государства, умышленно создает новую реальность, красивую и понятную, лакированную и приятную для глаз, в корне отличную от той, что существует за окном.

Жить в двух реальностях невозможно, и поэтому, чтобы не увязнуть в вялотекущей шизофрении, все больше людей предпочитают приятное во всех отношениях заэкранье.  И мало кто задумывается, что там катастрофически много лжи. Кто-то скажет, что эта ложь во имя благой цели. Сплотить народ, заставив его мыслить одинаково. Но мыслить одинаково, значит просто перестать мыслить.

Недавно мне довелось общаться с двумя молодыми тележурналистами. Разговор, плавно перетекший в очень эмоциональный и, надо сказать, бессмысленный спор, начался довольно обычно. Мне интересно было узнать их мнение по поводу выпусков новостей, идущих по центральным каналам телевидения, просто сквозящих необъективностью и надуманностью. Внешняя и внутренняя политика, экономика и так называемая борьба с терроризмом, настроения в обществе и  положение дел в регионах – все это освещается там, мягко говоря, однобоко. А если называть вещи своими именами  - идет  банальная и циничная манипуляция общественным мнением. Естественно, в ущерб реальности. Собственно, именно это меня давно задевало и задевает, а в лице молодых журналистов хотелось получить если не поддержку, то хотя бы понимание и оценку проблемы. Но все вышло несколько иначе.

Это их работа. И они с ней справляются. Пусть даже кто-то может видеть в материалах нелепости и несостыковки, согласись, таких людей очень мало. А основная масса зрителей воспринимает все за чистую монету. А это маленькая победа. И добросовестно выполненный заказ.

В глазах моих собеседников светилось полное одобрение ситуации, а еще желание быть на месте авторов тех сюжетов и готовность превзойти их по мастерству. Мне стало не по себе.

- А как же журналистская этика? Или хотя бы ее подобие?

- Для настоящих профессионалов не существует такого понятия. И не должно существовать. Зато должно быть умение делать качественно все, что от тебя требует руководство и те, кто за ним стоит.

- Даже переступая через свои принципы?

 

- А о каких принципах может идти речь, когда тебе хорошо платят. И, в конце концов, мы ведь никого не убиваем!

То, что слово способно ранить и даже убить, похоже, воспринимается ими, просто как оборот речи. Не более. А материальное стоит гораздо выше духовного. Ценно лишь то, что можно потрогать рукой. Семья, дом, машина, достаток, обеспеченное будущее детей. Будущее, почему-то абсолютно не связанное с ложью, которую они готовы выливать в настоящее.

- Грамотный человек способен отличить правду от полуправды и тем более ото лжи. А если основная масса не может или не хочет этого делать, в этом нет никакой нашей вины.

- А на чьей совести будет страдания и кровь, ведь не секрет, что ложь, во имя чего она бы не творилась, зачастую приводит к этому.

- Уж точно не нашей. Всегда есть кто-то выше, тот, кто принимает решения. А мы простые исполнители, не наша задача думать о морали. К тому же если мы не будем делать эту работу, ее будет делать кто-то другой. Быть может даже хуже нас, но получая при этом неплохие деньги. Так какой смысл упускать свой шанс?!

Железная логика, с которой трудно спорить. Только очень уж мало в ней человеческого. Мало в ней от существ, у которых кроме всего прочего есть душа. Они хотят быть винтиками системы, но категорически отказываются признавать себя ими. Они хотят быть творцами, не вполне понимая, что по большому счету им уготована роль разрушителей. Да что там, упоминание пропагандисткой машины фашисткой Германии, сыгравшей основную роль в распространении этой чумы, не вызывает никаких отрицательных эмоций: ответственность должны нести те, кто принимает решения. А для профессионала грамотно воплотить их в жизнь - дело чести. Хороша честь!

- Понимаешь, дело, наверное, даже не в нас. Не в корысти или тщеславии. Просто нас так учат. НАС ТАК УЧАТ.

- Кто?

- Жизнь.

Я не хочу ничего обобщать и делать какие-то выводы. Возможно, в моих оппонентах говорил юношеский максимализм и  желание поспорить. Или они просто исключение из правил, а большинство журналистов стоят на абсолютно других позициях. И все же!

Включите выпуск новостей на любом из центральных каналов. Там существует другая реальность, и кто-то сознательно хочет, чтобы мы предпочли ее своему, не такому красивому, но все же реальному миру. Тысячи людей трудятся во имя этого, не покладая рук. Но что несет с собой этот обман?  Иллюзию благополучия и ужас, когда она разбивается вдребезги.

Николай Жуков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter