Как все же сильно зависит материальный мир от мира идей! Эта давно разрабатываемая философами-идеалистами мысль имеет массу подтверждений в человеческом обществе. Судьбы целых поколений людей зависят от господствующей в государстве идеологии. Чтобы не уходить в неадекватное для статьи такого формата теоретизирование, сразу же переду к конкретной теме. Точнее, к проблеме рабочего класса в России.

Ни для кого не секрет, что за последние годы статус человека физического труда в нашей стране резко понизился. Полагаю, понятие "пролетариат" в современном мире имеет более широкое значение, чем во времена Маркса и даже Грамши и Лукача. Наемными работниками, отчужденными от средств производства, сегодня являются значительно более широкие слои населения. На этот момент неоднократно обращали внимание, начиная примерно с шестидесятых годов, многие исследователи. Однако изменения, произошедшие в социуме, не отменяют проблем рабочего класса, понимаемого именно как категория людей физического труда. В России рабочие после распада Советского Союза испытали не только социальный, но и психологический шок. Можно крайне скептически относиться к провозглашенной в СССР гегемонии пролетариата, но, безусловно, положение рабочих при советской власти несопоставимо с ситуацией, сложившейся при олигархическом режиме Ельцина-Путина. Рабочий любой специальности снова рассматривается как простой придаток к машине или инструменту.

Причем такое отношение к людям господствует как на частных предприятиях, так и на государственных. Есть, конечно, и исключения, но на общую картину они никак не влияют. Для идеологов же радостей общества потребления рабочих как бы и не существует. Рабочий – это "неактуально", "неинтересно".

Почему же поверженный "гегемон" не протестует? Ведь даже при советской власти были случаи массовых волнений рабочих. Самый известный пример – восстание в Новочеркаске. Ответ на этот вопрос видимо должен иметь несколько уровней.

Во-первых, после развала СССР рабочий класс лишился чувства своей исторической правды. Более того, к концу советской эпохи многие рабочие парадоксальным образом ненавидели социалистические идеи. Конечно, в значительной степени виноваты в этом так называемые партократы, но и коллективный "гегемон" в то время явно утратил свое классовое чутье. Впрочем, не восстановилось оно и до сих пор. Слишком отравлена вокруг атмосфера. Проще говоря, рабочие банально купились на обещания красивой жизни, напрочь позабыв про "классовую гордость и честь".

Во-вторых, крупнейшая левая партия России, на которой лежала миссия модернизации социалистической идеологии и организации протестных масс, оказалась не соответствующей новым историческим задачам. Речь идет, разумеется, о КПРФ. Другие же левые партии и группы для масштабной деятельности не имели необходимых ресурсов. В результате рабочее движение осталось без "руководящих и направляющих".

В третьих, оставшиеся без идеологии рабочие, начали сознательно сторониться политики. Сейчас они ее просто бояться.

Есть ли надежда, что рабочее движение может стать частью общей политической борьбы за демократические свободы в России? Да. Такая робкая надежда появилась совсем недавно. Широкую по нынешним временам огласку получила забастовка машинистов подмосковных электричек Ярославского и Горьковского направлений, прошедшая 28 апреля текущего года. Акция была организована альтернативным профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников без предварительного согласования с руководством. Всего в забастовке принимало 14 бригад машинистов. Тут же раздались начальственные окрики профсоюзных боссов официоза. Известный социал-предатель Шмаков заявил, что забастовка будет признана незаконной, поскольку она входит в противоречие с действующим законодательством. Дело в том, что забастовки на железнодорожном транспорте запрещены. Анархическими и спонтанными – назвал Шмаков действия забастовщиков.

Требования принимавших участие в акции машинистов были в основном экономическими: повышение заработной платы, выплата вознаграждений за выслугу лет, а также прекращение дискриминации работников по принципу принадлежности к альтернативному профсоюзу РПЛБЖ (Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников). Забастовка продлилась один день, но организаторы заявили, что акция будет продолжена, причем с привлечением других регионов. О своей готовности подключиться к акции уже заявили работники ЖД Пермского края, Тульской области, машинисты нескольких крупных депо в других городах России. Выступавший же на первомайском митинге левых сил представитель альтернативного профсоюза сообщил, что железнодорожники готовы сотрудничать с оппозицией и перейти к политическим требованиям. Хорошо бы наладить контакт с этими достойными людьми представителям "Другой России". А то ведь Геннадий Андреевич опять все дело испортит. Одновременная остановка работы железнодорожников хотя бы в десятке регионов страны – это очень серьезно.

12 мая состоялось расширенное заседание Российского профессионального союза локомотивных бригад. На нем делегаты от Московской области и других регионов приняли решение возобновить забастовку и расширить ее географию. Для того, чтобы на этот раз не последовало упреков в нарушении законодательства, активисты готовят конференцию трудового коллектива ОАО РЖД. Конференция намечена на 26-27 мая, но процедура принятия решения, необходимого для начала "законной забастовки", чрезвычайно сложна. Препятствиями могут стать и хитросплетения трудового кодекса, и проблемы, связанные с кворумом. Но организаторы забастовки надеются на успех предприятия.

От себя лично желаю им удачи.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter