В Мордовии 14 мая прошел круглый стол, где обсуждались перспективы создания на базе двух языков — эрзянского и мокшанского — единого мордовского литературного языка. Внедрение проекта должно начаться с 2014 года. Новость, интересная не только с точки зрения филологии, — она напрямую касается вещей политического свойства.

Проект создания единого мордовского языка (ЕМЯ) в республике реанимировали после 70 лет забвения на самом высоком региональном уровне.

Глава Мордовии Николай Меркушкин создал специальную комиссию по формированию единого мордовского литературного языка.

Чиновники с учеными уже ответили "есть" и приступили к работе.

В 30-е годы прошлого столетия в Мордовии уже пытались создать единый язык, но потерпели неудачу, бинарный (двойной, состоящий из двух народностей — эрзи и мокши) этнос предпочел сохранить свои языки. Потом о проекте забыли, а его авторы были репрессированы в конце 30-х же вместе с остальной мордовской интеллигенцией. Теперь создание ЕМЯ снова на повестке дня.

Чтобы адекватно оценить начинание мордовских функционеров, представим себе такую картину: руководство Союза России и Белоруссии решает создать единый восточнославянский язык. Создавать будут на базе родственных — русского и белорусского. Филологи Москвы и Минска корпят над словарями, выявляют общую лексику, синтезируют грамматические основы будущего языка из русского с белорусским. При этом оба существующих языка официально объявляются наречиями, их лишают статуса литературных, то есть телевидение, радио, газеты начинают выходить на восточнославянском, чиновники обязаны будут говорить на нем, дети — учить восточнославянский в школе и т.п. Утопия? Еще какая. Оруэлл с Замятиным нервно в гробах переворачиваются. А вот в Мордовии думают, что запросто, за четыре года создадут и уже начнут внедрять язык, созданный по такой схеме, то есть станут на нем разговаривать.

Но язык — это еще не все. На национальном эрзянском форуме "Мелькужо Эрзянь Мастор" ("Эрзянская сторона")  в начале года люди делились следующей информацией: во всех регионах традиционного проживания эрзян и мокшан, а этносы эти обладают высокой дисперсностью и разбросаны от Калининграда до Владивостока, прошли своего рода установочные собрания региональных отделений Движения мордовского (эрзянского и мокшанского) народов, где

людям прямо было заявлено, что в предстоящей Всероссийской переписи 2010 года необходимо записаться мордвой.

Мордвы должны собрать миллион. Таково устное распоряжение руководства республики. И никаких вольностей: нельзя указывать себя эрзянами или мокшанами. Мордва и все.

Сработает ли указание в регионах, науке, как говорится, неизвестно, но эрзяне Нижегородской области и отчасти эрзянская диаспора Москвы, где национальное самосознание высоко, уже негодуют. И совершенно верно указывают представители эрзянской оппозиции из мордовского Фонда спасения эрзянского языка, что такое дело, как создание нового языка для 800-тысячного, народа должно проходить с учетом мнения этого самого народа. Но пока мордовские чиновники с идеей референдума по данному вопросу хотя бы на территории республики почему-то не выступают.

Еще в самой Мордовии, говорят, дано опять же устное указание записывать при проведении Всероссийской переписи 2010 года мордвой русских, особенно в тех районах, где проживает говорящее по-русски коренное население. Надо сказать, это злая ирония судьбы для тысяч национальных нигилистов региона, кто в прошлые переписи в явно мордовских населенных пунктах старался переписаться русским.

Зачем вся эта чепуха с единым языком и миллионом мордвы? Во-первых, для самоутверждения властей внутри республики, во-вторых, для демонстрации абсолютной лояльности Центру.

Создание ЕМЯ, уничтожение двух существующих литературных языков — это работа по выстраиванию комфортной для мокшанского по происхождению руководства республики новой общемордовской идентичности.

Дело в том, что у мордвы самые высокие в Европе показатели ассимиляции. С последней советской переписи 1989 года по 2002 год из состава мордовского народа выбыло более 30 процентов от всей его численности. Мордовский этнос уже был миллионным, но в 2002 году откатился до показателя в чуть более 800 тысяч человек. Понятно, что более 200 тысяч эрзян и мокшан не умерло в одночасье от свиного гриппа. Этнографам известно, что любое убывание этноса более чем на 20 процентов за 10-20 лет может быть связано только с ассимиляционными процессами (в отношении небольших народов может еще сказаться качество переписи, но это явно не тот вариант). Традиционная сельская мордовская идентичность находится в глубоком кризисе — люди не видят причин считать себя мордвой. В большинстве своем мордва переходит на русский язык или имеет двойственную идентичность, считая себя и мокшей или эрзей, и мордвой. Меньшинство принимает эрзянскую идентичность. Идет процесс становления отдельной эрзянской народности, исключительно мордвой же себя продолжают считать, в основном, сельские мокшане.

Противостоять процессам распада бинарного этноса решили чисто административными мерами "мордвинизации",

но если подобные меры могут быть успешны в вопросах поддержки сельхозпроизводителя, то пытаться с их помощью повлиять на чувство национальной принадлежности — дело трудное и опасное. Явная утопичность планов наталкивает на мысль о простом желании властей уничтожить "источник всех бед" для мордовских функционеров — эрзянский язык. И в таком случае лучшее средство, чем проект ЕМЯ, и придумать сложно. Тем более эрзянский язык был поднят на щит немногочисленными, но весьма активными национальными оппозиционерами еще в начале 90-х годов, и с тех пор, что примечательно, правящему режиму Меркушкина и буквально нескольким сотнями открытых оппонентов (о скрытом числе сторонников эрзянской идеи можно только догадываться) договориться так и не удалось. Непримиримый характер конфликта как раз указывает на его этническую, клановую подоплеку.

Можно понять, почему эрзяне чувствуют себя обделенными, если присмотреться, например, к национальному составу правительственных и управленческих органов республики. Непропорциональное представительство мокши бросается в глаза. Пятидесятитысячный этнос (столько мордвы-мокши по переписи 2002 года проживает в республике) на протяжении последних пятнадцати лет стабильно дает чиновные кадры, а русские и эрзяне, которых на порядок, почему-то отстают.

Кстати, мокшанская этнократия, пусть и неявная, в чем-то самоубийственная для самих мокшан (они тоже переходят на русский, а их язык объявляют диалектом), способствует консолидации эрзян, а попытки задавить эрзянскую идентичность административными методами вызывают глухую ненависть эрзянской интеллигенции. Но изменить они пока ничего не могут, меркушкинская Мордовия на хорошем счету у Москвы — она абсолютно лояльна и всегда следует курсу, который указывают звезды на кремлевских башнях.

Демонстрация лояльности Центру должна дойти до своего логического финала в 2012 году, когда мордва первая из всех народов России отпразднует 1000-летие даже не вхождения в состав Российского государства, а единения с народами России. Оставим за скобками рассуждения о невозможности единения народов без поглощения одного из них другим, как и то, что мордовские племена в 1012 году вряд ли могли с кем-нибудь "единяться", разве что образовать временный племенной союз, например, для обороны от кочевников степи. Все это для республиканских правителей неважно. Ведь еще никто из националов не прогибался перед Кремлем настолько сильно.

В Мордовии не скрывают, что речь идет о единении с "государствообразующим" русским народом.

Специалист по финно-угорскому языкознанию Института Языкознания РАН, доцент МГЛУ Татьяна Агранат считает, что "Создание единого мордовского языка возможно, только пользоваться им никто не будет, поскольку достаточно давно уже существует два мордовских литературных языка, то есть две литературные традиции". "Можно создать искусственное образование, бессмысленно потратив на это деньги. Уже несколькими поколениями родным языком осознается эрзянский или мокшанский соответственно. Новый конструкт всеми будет осознаваться чужим", — отмечает Татьяна Агранат. Она также напоминает, что многие насильно объединенные языки просто перестали существовать.

Мордовские власти демонстрируют суперлояльность Москве и при этом не сомневаются в том, что им все дозволено. Ярким тому примером служит дикая с точки зрения науки идея о создании одного искусственного языка из двух живых литературных.

Антон Чуриков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter