После некоторого затишья российские чиновники вновь начали активно выступать с экономическими прогнозами. Причина тому — подготовка правительством проекта бюджета на 2010 год.

В начале следующей недели Минэкономразвития должно внести в Минфин уточненный макроэкономический прогноз на 2009–2010 годы, на основании которого ведомство Алексея Кудрина составит проект бюджета-2010. Основные параметры бюджета на 2010–2012 годы Белый дом должен утвердить до 27 июля.

Главная интрига бюджета-2010 — размер его дефицита. По прогнозам советника президента по экономическим вопросам Аркадия Дворковича, дефицит главного финансового документа страны составит 6–8 процентов ВВП, в то время как ранее ожидался дефицит в 5 процентов.

Представители Минфина также высказались по этому поводу. По мнению главы департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексея Лаврова, дефицит бюджета-2010 составит 5,5 процента ВВП.

"Газпром" заплатит

Чтобы сократить дефицит бюджета-2010, российское правительство думает о том, как увеличить его доходную часть. Заместитель главы Минфина Дмитрий Панкин 30 июня заявил, что Россия выйдет на рынок внешних заимствований до того, как израсходуются средства из госрезервов. "Будем смотреть по ситуации, в какой форме удобнее привлекать — будет ли это привлечение средств от международных финансовых организаций, синдицированный банковский кредит, еврооблигации", — сказал он.  А глава Минфина уже 7 июня провел переговоры с представителями Всемирного банка (ВБ) о возможности привлечения Россией кредитных средств в рамках программы внешних заимствований. Как отметил тогда глава представительства ВБ в России Клаус Роланд, объем займов в 2010 году может составить 10 млрд долларов.

Другой источник доходов — повышение налоговой нагрузки на бизнес. Речь, в частности, идет о главном налогоплательщике — "Газпроме". Уже давно появились слухи о намерении правительства с 2010 года увеличить НДПИ на газ. Официально это пока никто не подтвердил, но планами российских властей уже обеспокоен заместитель главы "Газпрома" Александр Медведев. "Увеличение налога на экспорт газа станет дополнительной нагрузкой на компанию. Ведь в 2010 году мы будем работать также и в условиях низких цен на газ", – заявил он на пресс-конференции 24 июня в Москве.

А глава департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Виталий Караганов заявил 1 июля "Коммерсанту", что его ведомство против повышения НДПИ.

С 1 января 2010 года будет увеличен и единый социальный налог. Законопроектом "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования", одобренным в мае Госдумой, предусматривается установление с 1 января 2010 года тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 34 процентов. В настоящее время налоговая часть составляет 26 процентов. После совещания о проекте бюджета-2010, 30 июня, министр финансов Алексей Кудрин обозначил основные сборы, которые могут быть повышены: НДПИ и экспортные пошлины на газ, акцизы на топливо, табак, алкоголь и пиво.

О необходимости проанализировать ставки отдельных "платежей и сборов", которые "не индексировались несколько лет" и "функции по финобеспечению деятельности государства уже не выполняют", налоговиков попросил и премьер-министр Владимир Путин. По-прежнему основным источником дохода российского бюджета остается нефть. Как заявил глава департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексей Лавров, российский бюджет на 2010 год будет формироваться исходя из цен на нефть в 50–53 доллара за баррель. В то время как бюджет-2009 был рассчитан из цены на нефть 41 доллар за барель.

Однако нефтяные цены могут и создать дополнительную угрозу российскому бюджету. "Если запланировать снижение расходов бюджета и если правительство натолкнется на снижение нефтяных цен, то ситуация с бюджетом может стать действительно драматической", – говорит директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Правда, по мнению исполнительного директора Центра развития ГУ-ВШЭ Натальи Акиндиновой, "снижение стоимости нефти ниже 50 долларов за баррель является маловероятным".

Проедание резервов

Однако перспективы избранной бюджетной стратегии российского правительства (ужесточение налогового давления и увеличение социальных выплат) экспертам кажутся весьма туманными.

К примеру, у экономистов Высшей школы экономики много вопросов к бюджетной политике российского правительства.

"Правительство может проводить любую бюджетную политику, лишь бы ее методы не противоречили друг другу", — заявил Алексашенко.

"Сейчас принимается набор правильных по отдельности, но вместе абсолютно парадоксальных решений: для снижения инфляции укрепляется рубль, одновременно с этим для сохранения бюджетных резервов ограничивается дефицит бюджета. В то же время в бюджет-2010 закладывается повышение пенсий на 10 процентов и для создания видимости надежности банковской системы ЦБ ослабляет надзорные нормативы", – добавил экономист.

По словам эксперта, индексация пенсий разогревает инфляцию, и вместе с ограничением госрасходов все это означает "проедание резервов". "Необходимо в первую очередь избежать перекоса в стороны социальных расходов за счет остальных статей", — отметил он. Алексашенко утверждает, что политика сокращения расходов бюджета опасна, она может привести ко второй волне кризиса.

Аркадий Дворкович, напротив, не видит в постоянно растущем дефиците опасности. По его мнению, "ответственная финансовая политика" — это в первую очередь исполнение ключевых социальных программ. "Мы планируем снижать дефицит бюджета, но если безответственно относиться к финансовой политике, мы можем поставить под риски исполнение ключевых социальных программ", — сказал он.

Экономисты ВШЭ предложили правительству два варианта экономической политики. "Первая альтернатива — сохранение мягкой бюджетной стратегии. Для чего нужно отказаться от сокращения расходов и увеличения налогов на бизнес. Очевидно, что это позволит поддержать динамику ВВП. Антикризисные меры должны быть направлены на поддержание спроса, а не только доходов", — говорится в отчете ВШЭ.

Второй вариант, по мнению экономистов Высшей школы экономики, — наоборот, ужесточение бюджетной политики и борьбы с инфляцией. По их мнению, снижение уровня инфляции приведет к оздоровлению банковской системы и, как следствие, снижению процентных ставок и восстановлению банковского кредита. "Но для этого нужно удержать дефицит бюджета в пределах 5 процентов ВВП и ограничить индексацию пенсий, а средства перенаправить на финансирование инвестиций и госзакупки", — говорится в отчете ВШЭ.

По мнению Сергея Алексашенко, корень проблемы противоречивости бюджетной политики правительства в том, что российское правительство не сформировало единого представления об источниках роста экономики и методах ее стимулирования.

Милана Челпанова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter