Пятого августа закончился беспрецедентный по срокам визит патриарха Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) Кирилла (Гундяева) на Украину. Десять дней патриарх путешествовал по украинским городам и весям, посещая крупнейшие православные святыни страны, встречаясь с простыми людьми и представителями политической элиты соседнего государства.

Поездка стала первым зарубежным вояжем предстоятеля РПЦ МП. По ее итогам можно судить о том, какой будет дальнейшая политика крупнейшей православной деноминации Европы.

Конечно, наш южный сосед был выбран не случайно. По иронии судьбы на территории независимой теперь Украины расположен ряд объектов духовного наследия, имеющих исключительно важный и сакральный статус для РПЦ МП.

Фигаро здесь, Фигаро там

На электронном табло при выходе с вокзала в Киеве реклама визита Кирилла по частоте ротации соперничала только с астропрогнозами от Павла Глобы. На всех мало-мальски значимых улицах и площадях Киева с рекламных стендов на вас также смотрело лицо московского патриарха. На части стендов можно было не только лицезреть Кирилла, но и ознакомиться с подробной программой пребывания предстоятеля РПЦ МП на Украине. При выезде из города вас уже встречали растяжки над дорогой с напоминанием о визите, а вдоль трасс были развешаны огромные баннеры с намалеванными золотыми куполами. Сколько денег ушло у православной церкви на эту рекламу, известно только богу да еще нескольким приближенным к Кириллу лицам.

Впрочем, рядом с Кириллом на стендах в Киеве по очереди красовались патриарх не признанной ни одной из поместных православных церквей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) и добропорядочный прихожанин УПЦ — президент Украины Виктор Ющенко.

Российские массмедиа как могли подогревали интерес к визиту патриарха в город, с которого началось крещение древнерусских земель. При этом в начале визита неоднократно подчеркивалось, что патриарх едет с пастырской миссией, а не как политик.

Наш Кирилл никого не помирил

Атмосфера соперничества рекламных кампаний и медиапрезентаций в СМИ (от восторженных репортажей российских федеральных каналов до брутальных статей в стиле "геть московского попа" в националистических украинских изданиях) все-таки более напоминала предвыборные баталии претендентов на высокий государственный пост. Такой визит точно не назовешь пастырским. И действительно, политическая составляющая поездки вышла на первый план уже в первый день визита — 27 июля.

Патриарх Кирилл встретился с президентом Ющенко. Вместе они почтили память воинов, павших во Второй мировой войне, а затем поставили свечи у Мемориала памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов на Украине. Осведомленные источники рассказали мне, что без посещения мемориала геноциду украинского народа в сталинский период нынешняя встреча патриарха и президента просто не состоялась бы.

В своем выступлении Кирилл поучал украинцев: голод был общим: и в Поволжье голодали, и на Северном Кавказе. Вместо того чтобы дипломатично почтить память убитых безбожным тоталитарным режимом, московский иерарх попенял своим прихожанам: негоже иметь собственный взгляд на историю. Да к тому же

солидаризовался с неосталинистским взглядом на историю Украины, отказав в праве на жизнь собственно украинской интерпретации.

Не вдаваясь в подробности конфликта интерпретаций голода начала 30-х годов на Украине, можно констатировать: патриарх тут же настроил против себя думающую часть украинской паствы.

Для значительной части жителей Украины слова Кирилла были сравнимы даже не с открыто враждебной риторикой путинского режима, а с советским и имперским стилем восприятия Украины как неотъемлемой части чего-то огромного и гомогенного, непременно управляемого из Москвы. Это была риторика разделения, а не объединения. "Московский поп", как и встарь, приехал указывать "хохлам", как жить на своей земле.

Православные западенцы

Антиукраинскую риторику глава РПЦ МП не изменил: за весь визит он так ни разу и не обратился к украинцам как к отдельной нации. Вместо этого мы снова услышали набившие оскомину фразы о "стремлении к единению у братского народа", "единство православных русских и украинцев" и т.п. В Севастополе такие речи воспринимались нормально, но для этнических украинцев-православных у Кирилла адекватных слов не нашлось.

Не зря самым скандальным эпизодом поездки стал несостоявшийся полет патриарха в западно-украинский город Ровно (Ривне). Напомним, второго августа самолет иерарха РПЦ МП приземлился вместо Ровно в Киеве. Украинские власти и окружение патриарха представили различные версии случившегося. Кирилл приехал на автомобиле в городок Корец Ривненской области и только на следующий день попал в Ровно. По свидетельствам очевидцев, во время выступления патриарха украинские правые из новой партии "Свобода" скандировали "Геть московского попа!", время от времени заглушая его речь. Западная Украина, где проходила финальная часть визита, стала для Кирилла самым сложным этапом первого зарубежного вояжа.

Между тем в западной части Украины находится большое число приходов РПЦ МП и проживает значительное количество прихожан. Жители Ривненской, Волынской и севера Тернопольской областей традиционно являются прихожанами храмов РПЦ МП. Эти области страны до последнего времени были исправными "поставщиками" священнических кадров в Московских патриархат. При этом на Волыни или в Ровно почти отсутствует промосковская политическая ориентация.

Скоро мнение жителей упомянутых областей о будущем православия на Украине может оказаться решающим. Но московский патриарх за время поездки не сформулировал отдельной позиции в отношении своих "западенских" приходов. Теперь ее может сформулировать кто-то другой.

Итоги

За 18 лет независимости на Украине был достигнут не только общественный консенсус по поводу суверенного статуса республики, но и выросло целое поколение людей, для которых принципиально непонятно пребывание украинской части православной церкви под властью Москвы. Зачем цепляться за Московский патриархат, если он не толерантен ко всем православным Украины, рассуждают эти люди. С другой стороны, непризнанный статус УПЦ мешает этой структуре стать системообразующей православной деноминацией страны. Поэтому попытки именно украинской части РПЦ МП получить автокефалию продолжатся.

Возможно, понимая данный расклад,

Кирилл и его окружение сознательно взяли курс на поддержку только радикально промосковской части УПЦ.

Они не будут требовать автономного статуса для украинской части православной церкви.

Этому способствует еще один фактор. Влияние украинского священства внутри РПЦ МП постепенно уменьшается. Пока еще есть масса священников-украинцев, преимущественно выходцев с Западной Украины, которые составляют почти треть клира. Но с приходом к власти Кирилла у них осталось мало шансов стать реальной силой, то есть массово продвинуться по карьерной лестнице. Значительного притока новых священников из Ривненской или Волынской областей не предвидится. РПЦ МП постепенно становится все более, если так можно сказать, российской.

Патриарх Кирилл приезжал разделять верующих Украины. Его миссия удалась. Единство православным на Украине в обозримом будущем не грозит. Это главный итог визита.

Антон Чуриков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter