На прошлой неделе произошло одно событие, которое заставило в очередной раз усомниться в ценности декларируемых Дмитрием Медведевым постулатов о главенстве закона. Началось все с того, что в связи с уголовным делом, возбужденном по факту клеветы, был арестован тираж книги "Корпорация "Подмосковье", которую написала журналистка Forbes Анна Соколова. Издатели книги и ее автор решили без боя не сдаваться. Появились посты в блогах, было привлечено внимание интернет-общественности, и в итоге информация об аресте появилась в "ЖЖ" Алексея Навального. Юрист обратил внимание на то, как мало времени заняла процедура —

с момента заявления некоего бизнесмена о клевете в его адрес до собственно ареста прошло меньше суток.

Наверное, стоило бы порадоваться такой оперативности органов правопорядка...

Бизнесменом, которого "оклеветала" Солокова, оказался не кто иной, как Игорь Пархоменко, первый зампред правительства Московской области. На какую же крамолу в свой адрес чиновник так обиделся?

Как обратил внимание известный медиадеятель Антон Носик, в тексте "Корпорации "Подмосковье" фамилия Пархоменко упоминается ровно один раз. В этом может убедиться каждый, купив книгу в электронном виде в интернет-магазинах или скачав ее с торрентов. Вот что задело Пархоменко: "В начале 2003 года газеты написали, что Меня (бывшего вице-губернатора Подмосковья — прим. автора) "сожрали" "черные полковники". "О существовании "военного лобби" в администрации Московской области говорили давно и даже оправдывали Бориса Громова, — писала "Новая газета". — Мол, кому еще ему доверять, как не бывшим подчиненным, с которыми он прошел огонь, воду и медные трубы. Оправдывали до тех пор, пока методы работы новых чиновников не стали напоминать казарменные". К "черным полковникам" газета причисляла заменившего Меня на посту первого заместителя председателя правительства области Алексея Пантелеева, главу аппарата областного правительства Игоря Пархоменко, его зама Бориса Жиганова, отвечавшего за кадровые вопросы, а также министра печати и информации Подмосковья Андрея Барковского".

Получается, клевета, по мнению Пархоменко, — это то, что Анна Соколова цитирует "Новую газету", которая называет чиновника "черным полковником". Понятно, что никакой клеветы здесь нет и быть не может.

Возникает резонный вопрос: за что же на самом деле был арестован тираж?

И вот тут начинается самое интересное.

По меткому сравнению того же Антона Носика, большая часть книги напоминает мемуары бывшего главы российского офиса IKEA Леннарта Дальгрена "Как я покорял Россию, а она — меня". Проще говоря, в своей книге Соколова повествует о конфликте вменяемых бизнесменов с невменяемыми чиновниками. Но почему-то заметки Дальгрена не были арестованы, да и вообще хоть как-то серьезно прокомментированы подмосковным правительством. Может быть, дело в чем-то еще?

Остальная часть журналистского расследования Соколовой касается аферы бывшего министра финансов МО Андрея Кузнецова и его супруги Жанны Буллок. Действия этой пары поставили регион на грань банкротства, а чета Кузнецовых получила недвижимость по всему свету, отличный автопарк и бизнес в Америке. Но и здесь нет никакой сенсации — об этом журналистка в соавторстве с Юлией Чайкиной писала в Forbes еще в августе 2009 года. Каких-то кардинально новых сведений в книге, по сравнению со статьей, не появилось. За некоторым исключением.

Соколова более подробно описала ту часть аферы, которая касалась "ОРСИ" — фирмы, взявшейся реструктурировать долги компании беглого Кузнецова RIGroup.

Методы компании автор книги называет более чем сомнительными, а о ее руководстве сообщает ряд интересных подробностей,

например то, что ранее они работали в "Ренове" и "Росбилдинге" — прославленных "гигантах" российского рынка слияний и поглощений (проще говоря, рейдерства). Также журналистка в деталях описала подробности обыска, проводившегося в 2010 году в здании "ОРСИ". Правда, по словам реальных очевидцев события, описала она его явно с чужих слов и с большой долей фантазии. Но сказать, что арест тиража был необходим "ОРСИ", также нельзя. Компания сейчас существует под другим именем ("Тепрус Групп"), занимается преимущественно региональными проектами и лишний раз поднимать муть вокруг и без того донельзя мутной подмосковной истории ей явно не на руку.

В связи со всей этой историей я хочу напомнить еще об одном недавнем событии — о массированных DDoS-атаках на самый популярный блог-сервис в русскоязычном сегменте Интернета, на "ЖЖ". Вечером 30 марта руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова отметила, что "атака подобной мощности случается первый раз за историю "ЖЖ". Затем Директор по развитию продуктов компании SUP Илья Дронов заявил, что "сверхцелью" хакеров является "манипулирование аудиторией "ЖЖ", которую планируется "размазать по другим социальным сетям и стендэлонам (блогам, работающим на собственном домене и хостинге — прим. Б.С.), где, понятное дело, бороться с отдельно взятым пользователем в сотни раз проще".

Каким, интересно, хакерам может понадобиться преимущественно русская аудитория "Живого журнала"? Ответ простой: тем, которые были наняты нашим правительством. Согласитесь, это же недопустимая для простого народа роскошь — узнавать последние новости не по федеральным каналам, а самому выбирать источники. Очевидно, что

государству поднадоел тренд блогерской защиты "все за одного", когда в ответ на очередной произвол властей люди сплачиваются в одном посте, собирают информацию по конкретному вопросу и дают отпор.

На каждый подобный случай реагировать бесполезно, ведь такое виртуальное противостояние происходит с регулярностью минимум два-три раза в день и каждый раз с большим общественным резонансом.

Поэтому, скорее всего, в ответ на это, государство решило запустить собственный тренд. Лучше всего его охарактеризуют слова епископа Арно Амори, вдохновителя крестового похода против альбигойской ереси: "Убивайте всех, Господь разберет своих". Ведь обрушить блогохостинг, на котором размещаются крамольные или неудобные для власти материалы, намного проще, чем разбираться с каждым таким материалом в отдельности.

По всей видимости, с книгой Анны Соколовой сложилась точно такая же ситуация. Вместо того чтобы дать внятный и развернутый комментарий по каждому пункту расследования, удосужиться вникнуть в книгу, ее решили просто запретить. Естественно, подстегнув тем самым небывалый интерес к ней — о чем говорят постоянно растущие рейтинги закачек. И дело тут не в косности и лени отдельно взятых подмосковных чиновников, а в том, что такова позиция федеральной власти.

Запрет тиража — результат работы не локальной "корпорации "Подмосковье", а несоизмеримо большей машины, постепенно набирающей обороты.

Однако в том, что прилагаемые усилия себя оправдают, есть большие сомнения. По всей видимости, аналогичный эффект дадут атаки на "ЖЖ" — свою политическую позицию, после того как станет известно, кто за этим стоит, обретут даже крайне далекие от каких бы то ни было политических тем люди.

Книгу Соколовой сейчас читают многие, в том числе и те, кто при иных обстоятельствах к ней даже близко не подошел бы. Само того не осознавая, государство повторяет опыт своих предшественников — Российской империи и СССР. Запрещая или изымая какой-либо источник информации, прямо или завуалированно, правительство лишь подстегивает к нему интерес. Сейчас уже не XIX, и даже не XX век, количество каналов связи, по которым можно получить интересующую информацию, даже если она нелегитимна, не поддается исчислению. Вот только наверху это не хотят или просто не могут понять. Ведь в прошлом жить намного удобней, чем в настоящем.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter