В сознании обычного гражданина России, да, наверное, и не только России, наш отечественный бизнес представляется чем-то или суровым и могучим, или бесправным и затравленным. В первом случае, естественно, имеются в виду холдинги-гиганты типа "Реновы", подминающие под себя всех и вся, или сырьевые компании, которые, несмотря на газонефтяную направленность, имеют интересы во всех сегментах российского бизнеса. Во втором ― все остальные фирмы, к которым в любой момент могут нагрянуть "смотрящие" из МВД или ФСБ и просто-напросто отобрать понравившийся бизнес.

На деле оказывается не совсем так.

Есть компании, которые честно делают бизнес, интересны западным инвесторам и в которые эти инвесторы готовы вкладываться. Самый свежий пример ― "Яндекс".

Гигант отечественного интернет-поиска (по последним данным, через компанию проходит свыше 60 процентов поисковых запросов в Рунете) в начале этой недели вышел на IPO. И достаточно успешно.

Тут стоит пояснить, о чем идет речь. IPO (от англ. Initial Public Offering) ― это публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания впервые выводит свои акции на биржу. Это если пользоваться финансовыми определениями. А если говорить неформально, то в современном мире IPO ― один из первых показателей успешности компании. Именно по тому, насколько размещенные акции пользуются спросом, и становится понятно, есть ли у фирмы будущее или это просто очередной малоперспективный стартап. Но помимо маркера успешности, у IPO есть и еще одна функция ― это привлечение денег. Проще говоря,

компания продает свои акции инвесторам, вкладывает полученные деньги в развитие и потом выплачивает держателям ценных бумаг дивиденды. Технически это можно сравнить с кредитом, но под очень маленькие проценты.

"Яндекс" ― не первая российская компания, выходящая на международные биржи. В июне 2005 года IPO в Лондоне провел "Рамблер". А в конце 2010 года на зарубежные площадки вышла Mail.ru Group, которая смогла привлечь около 1 миллиард долларов. В первые дни торгов ее акции резко выросли, однако потом инвесторы стали избавляться от ценных бумаг компании. Нынешнее же размещение акций "Яндекса" может стать судьбоносным для Mail.ru Group и других российских IT-компаний.

Во время IPO "Яндекса", 24 мая, акции Mail.ru Group подешевели более чем на 5%, но это снижение было ожидаемо. По мнению аналитиков "Уралсиб Кэпитал", в связи с IPO "Яндекса" инвесторы снова обратят внимание на Mail.ru Group. Чрезвычайно успешный дебют "Яндекса", очень возможно, окажет дополнительную поддержку акциям Mail.ru Group.

Дебют действительно успешный. При цене размещения в 25 долларов за акцию торги открылись по цене 35 долларов, а закрылись ― выше 38.

Вся компания была оценена в 8 миллиардов долларов, а объем размещения составил 1,3 миллиарда.

В ходе торгов капитализация фирмы подскочила до 11,1 миллиарда долларов. И хотя на последующих торгах произошла корректировка цены до 35 долларов за бумагу, эксперты считают, что у компании есть все шансы повторить биржевой успех Google, чьи акции за семь лет торгов выросли в цене более, чем в пять раз.

Финансовый аналитик Михаил Алефиренко считает, что одна из причин успеха "Яндекса" на американской бирже NASDAQ ― грамотная политика основателей компании. По мнению эксперта, именно то, что книга заявок на акции была переподписана более 15 раз, и привело к повышению порога стоимости ценных бумаг. Основными покупателями акций стали инвесторы из США и Европы с долгосрочной стратегией вложений, и именно на них ориентировались владельцы "Яндекса" при выходе на IPO. В своих интервью они неоднократно говорили о том, что им интересны люди, готовые вкладывать деньги на постоянной основе, а не регулярно перепродавать акции.

Глеб Сахрай, гендиректор PR-Technologies, считает, что для "Яндекса" выход на биржу ― шаг прежде всего имиджевый. Компания и так неплохо зарабатывает, рассуждает эксперт, поэтому деньги, привлеченные от размещения, для нее, безусловно, важны, но вовсе не являются главной целью. "Яндекс" может совершенно спокойно финансировать свою программу капвложений из собственных средств. У основателей компании не было острой необходимости в IPO, это был способ для миноритарных акционеров выйти и зафиксировать прибыль. Еще одна задача, которую преследовало руководство компании при IPO, ― это

пиар, желание показать, что, несмотря на свои сомнительные для инвесторов российские корни, компания полностью прозрачна и готова к сотрудничеству.

Александр Панов, управляющий партнер Hosting Community, сомневается в том, что цена в 25 долларов за акцию была справедливой, по его мнению, она была завышена. Своим успехом на NASDAQ "Яндекс" обязан прежде всего интернет-буму на мировых рынках, считает он. Так, на прошлой неделе состоялось IPO американской социальной сети LinkedIn, в первый же день торгов ее капитализация взлетела в два раза, примерно до 9 миллиардов долларов (при этом компания привлекла меньше "Яндекса" ― менее 900 миллионов). Уже 24 мая акции сети подешевели на 5%. Этот во многом нелогичный и скачущий спрос эксперты уже называют большим пузырем, схожим с тем, который предшествовал краху доткомов более 10 лет назад.

Президент АФК "Система" Михаил Шамолин согласен с такой оценкой. Посмотрите на мультипликаторы, говорит бизнесмен, компании оцениваются в 20 EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений). "Когда я вижу такие оценки, я сразу задаюсь вопросом: какого же размера должен достигнуть рекламный рынок, чтобы поддержать такой уровень капитализации компаний, которые зарабатывают в основном на рекламе?" — продолжает Шамолин. Модель бизнеса в Интернете понятна, и вопрос только в том, правильно ли рынок ее оценивает. В 2008 году компания "МТС" стоила 40 млрд долларов, сейчас — 20 млрд. Это произошло потому, что несколько лет компания росла на 25–30% в год и все инвесторы были уверены, что такие темпы сохранятся еще долгое время. А потом выяснилось, что это не так. То же самое возможно и с интернет-компаниями типа Facebook. Если темпы роста их показателей упадут, то и капитализация существенно снизится, рассуждает эксперт.

Оценка "Яндекса" предполагает бурный рост бизнеса на много лет вперед и сохранение нынешней доли рынка российского интернет-поиска. В реальности такого не бывает практически никогда, не будет и на этот раз,

убежден Шамолин. По статистике зарубежных IPO, реальные темпы роста прибыли на пятилетнем горизонте в среднем оказываются вдвое меньше обещанных при размещении.

Как бы то ни было, с завышенной стоимостью акций или нет, но IPO "Яндекса" можно считать состоявшимся. Немаловажным будет отметить один нюанс: на торги выставлялись акции не ООО "Яндекс", а акции его стопроцентного владельца, компании Yandex N.V. Размещена она, что характерно, в Голландии. Это более чем красноречиво говорит о том, как основатели компании относятся к инвестиционному полю в России: деньги здесь зарабатывать можно и нужно, но доступ фискальных органов к информации лучше снизить. В Голландии все-таки с рейдерством расправились достаточно давно, примерно тогда же, когда и с пиратством. А рейдерства на государственном уровне там никогда и не было.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter