Не за горами выборы, и правительство России решило еще раз пойти навстречу людям. Речь идет о практически полном пересмотре системы так называемого техосмотра — процедуры, призванной выявить соответствие или несоответствие автомобиля определенным нормам безопасности. На деле ТО уже давно превратился в одну из "кормушек" для наших доблестных органов внутренних дел. Ни для кого не секрет, что вместо того, чтобы долго стоять в очереди за заветным талоном, можно просто через знакомых дать "на лапу" чиновнику и получить талон в кратчайшие сроки. Сумма взятки колеблется: в некоторых регионах можно пройти ТО за 1500 рублей, в некоторых — за 3000, а кое-где, в связи с последними событиями, цена так и вовсе подскочила до 7000. Впрочем, те, кто поторопился и заплатил завышенную стоимость, прогадали: уже 4 июня в силу вступает постановление правительства о годовом моратории на прохождение техосмотра.

На деле это выглядит так: талоны, действие которых уже закончилось или закончится в текущем году, автоматически продлеваются на год. В региональные управления ГИБДД уже разосланы инструкции, согласно которым за управление автомобилем с таким талоном не будут штрафовать (ранее за это снимали номера и штрафовали на 500–800 рублей). Однако к некоторым водителям штрафные санкции все же будут применяться — в первую очередь к тем, чей талон истек еще в 2010 году.

Стоит отметить, что ситуация с ТО — один из тех редких случаев, когда между законодательной инициативой и ее исполнением прошло минимальное количество времени. И, как в подавляющем большинстве подобных случаев, инициатива исходила от президента. В конце апреля Дмитрий Медведев заявил, что техосмотр "изжил себя напрочь", а сам талон назвал "никчемной бумажкой". Затем МВД и правительству было поручено до 1 июля подготовить "предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра". Мораторий же — это временная мера для решения проблем с техосмотром. Ожидается, что закон, регулирующий процедуру, которая заменит ТО, будет принят во втором чтении уже 14 июня. До этого сроки принятия переносились трижды.

Что же предлагается в законе? Во-первых, не лишним будет напомнить, что сам закон не новый и в первом чтении был принят еще в июне 2010 года. Теперь депутаты его в спешном порядке доработают, чтобы он соответствовал высказанным президентом пожеланиям, и примут во втором чтении. Во-вторых,

суть проекта сводится к созданию очередной "национальной" глобальной структуры.

В стране, как считают авторы законопроекта, должна быть создана сеть операторов, которые и станут проводить инструментальный контроль. Для работы они обязаны будут получить платную бессрочную аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (размер платы пока еще не установлен).

При этом

предполагается, что некоторые разновидности автотранспорта вообще освободят от процедуры техосмотра.

В "льготные" категории войдут легковые автомобили, грузовики и прицепы возрастом не более трех лет. Владельцы новых машин окажутся в самой лучшей ситуации. Они станут получать свидетельство о прохождении техосмотра автоматически. Для этого им достаточно будет лишь поставить средство передвижения на учет в ГИБДД.

Со временем автомобилисты перестанут возить с собой и сам талон ТО. Так, с 2012 года без него можно будет водить машину и не бояться штрафа — предполагается внести соответствующие поправки в административный кодекс. Некогда важный документ сохранит свою значимость только в двух случаях. Он будет нужен для получения полиса ОСАГО и компенсации ущерба в ДТП (из-за непройденного техосмотра страховая компания сможет отказывать водителям в выплатах).

Но и это еще не все: создатели закона собираются компьютеризировать всю систему ТО, заменив традиционные пластиковые талоны электронными сертификатами.

Эксперты уверяют: ничего страшного в отмене существующей процедуры нет.

По статистике, только лишь полпроцента аварий случается из-за неудовлетворительного технического состояния автомобиля. Соответственно, нынешний вариант техосмотра никакого отношения к безопасности не имеет и является одним из способов обогащения сотрудников органов внутренних дел.

Однако нововведениями довольны далеко не все. Например, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский резко критикует возросшую роль страховщиков в прохождении техосмотра. По его мнению,

страховщики станут навязывать автовладельцам дорогостоящий ремонт их машин, а решить вопрос на месте по-прежнему можно будет, заплатив определенную сумму.

Поскольку страховые агенты не являются государственными должностными лицами, обвинения в коррупции им не страшны.

Схожего мнения, согласно недавно проведенному фондом "Общественное мнение" соцопросу, придерживаются и сами автовладельцы. Только 38% автовладельцев поддерживают реформу, 37% выступили резко против инициативы, свидетельствуют данные исследования. Люди опасаются, что новая модель контроля, предложенная властями, станет еще более затратной и коррумпированной, чем предыдущая.

Кстати о коррупции. Поговаривают, что в деле рассмотрения нового законопроекта не обошлось без лоббизма. Речь идет, разумеется, о все тех же страховых компаниях. Некоторые специалисты так и вовсе высказывают конспирологическую версию: дескать,

правительство решило дать страховщикам на откуп проведение ТО, а взамен получит лояльность очень крупного сегмента российского бизнеса.

Выборы ведь на носу, и заручиться стоит поддержкой не только рядового электората, но и гораздо более влиятельных структур.

Единственные, на ком новый закон точно плохо отразится, — это те компании из сектора малого бизнеса, которые до сих пор занимались техосмотром автомобилей.

Из-за объявленного годового моратория организации могут понести убытки, измеряемые сотнями миллионов рублей.

Некоторые фирмы закрылись еще до вступления постановления в силу, а достаточно большая их часть объявила о сокращении штата с 1 июня. По некоторым данным, компании намерены направить коллективное письмо с жалобой премьеру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву. Впрочем, понятно, что жалоба их вряд ли будет замечена: те, кому повезет пережить "неурожайный" на ТО год, получат возможность работать, как и раньше, получив специальную аккредитацию. Те, кто не переживет… Ну что же, судьба небольших предприятий никогда особо не волновала наше правительство.

Серьезные опасения у экспертов вызывает возможность того, что период "технической" анархии затянется надолго. Впрочем, это маловероятно. При таком раскладе почти все европейские страны просто-напросто перестанут пускать к себе российские автомобили. Остается надеяться, что итоги работы депутатов над законом не будут выглядеть по стандартной российской схеме "хотели как лучше, а получилось как всегда". Если на смену нынешней коррупционной практике придет удобная, быстрая и вменяемая процедура, всем будет хорошо. Но пока слишком многое неясно, чтобы можно было говорить об успехе законопроекта с уверенностью.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter