Федор Достоевский (1880, "Пушкинская речь"): "Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия".

Рихард Вагнер (1870, "Моя жизнь"): "Я с радостью подметил способность германского духа оставлять темные пределы своей национальности и под любой одеждой схватывать черты общечеловеческого, что в моих глазах роднило его с эллинским гением".

Я все-таки поражаюсь, насколько все эти рассуждения про "избранность", "особость", "всечеловечность", "пограничное положение между Западом и Востоком" — насколько все они типичны и банальны для всех европейских национализмов. То, что интеллектуалы прошлого подобным образом рассуждали про русский народ — просто доказывает, что они мыслили по европейским шаблонам. И люди, которые продолжают принимать эти рассуждения за чистую монету — вызывают только улыбку.

P.S. Кстати, забавно, но "пушкинская речь" строится, вообще говоря, как полемика с дискурсом внутреннего колониализма (или с тем, что Достоевский принимает за таковой).

"Может ли кто сказать, что русский народ есть только косная масса, осужденная лишь служить {экономически} преуспеянию и развитию европейской интеллигенции нашей, возвысившейся над народом нашим, сама же в себе заключает лишь мертвую косность?" Достоевский вкладывает следующие слова в уста "русских иноземцев": "не закабалить народ наш мы хотим, говоря о послушании его, о, конечно нет! не выводите, пожалуйста, этого. Напротив, мы намерены образовать наш народ помаленьку (...) Если же народ окажется неспособным к образованию, то — устранить народ. Ибо тогда выставится уже ясно, что народ наш есть только недостойная, варварская масса, которую надо заставить лишь слушаться".

Вообще вся "Пушкинская речь" Достоевского напоминает монолог интеллектуала из Третьего мира, который полемизирует с колонизаторами ("вы говорите, что модернизируете нас, на самом деле вы нас эксплуатируете и лишаете самобытности") и выступает от лица многомилионной массы туземцев. И это гораздо интереснее, чем рассуждения про "всечеловечность" (кстати, уверен, их можно найти и у националистов из европейских колоний — дескать, у нас, у сенегальцев, самая отзывчивая душа). Были ли что-то похожее у тех же немцев, например (т.е. не просто рассуждения о самобытности, а рассуждения о самобытности от лица субалтернов, угнетенных "иноземной" элитой)?

Александр Храмов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены