Сразу скажу: нисколько не подвергаю сомнению профессиональную компетенцию, порядочность и честность моего друга Кирилла Викторовича Кабанова, который возглавляет сегодня Национальный антикоррупционный комитет. Однако, категорически не согласен с его позицией, которую он выразил в своем блоге на "Эхе Москвы" в статье "Зеленый сенокос".

И вот почему: считаю либерализацию и отмену категорирования земель чрезвычайно важным антикоррупционным шагом.

Правительство РФ еще в марте подготовило проект программы "Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2017 годы", который был поддержан Президентом на Президиуме Госсовета 9 октября 2012 года. Хотя вызвал резкие возражения у губернаторов и Министерства сельского хозяйства.

Закон, по поводу которого возражает Кирилл Викторович, предусматривает серьезное облегчение процедуры перевода земли из одной категории в другую. Наиболее острые дискуссии вызвала именно категория земель сельхозназначения и понимаю почему.

Постараюсь объяснить свою позицию по этому вопросу.

Думаю меня трудно обвинить в симпатии и верноподданичестве нынешней власти, но это решение я считаю правильным.

В ходе приватизации почти 12 млн. граждан получили право собственности на земельные доли. С точки зрения социальной справедливости, а бесплатная приватизация не может быть другой, это было сделано безупречно. Однако возникла, я называю это — географическая рента.

Так вот, у бывших работников колхозов и совхозов около крупных городских поселений и мегаполисов рыночная стоимость земли оказалась неизмеримо выше, по сравнению с отдаленными сельхоз районами. Предвижу возражения и знаю, что некоторые продали свои земельные участки кто как смог предприимчивым людям, главной целью которых была спекуляция.

Сейчас мы с вами наблюдаем, что около городов полным ходом идет строительство коттеджных поселков, складских терминалов и комплексов, промышленных предприятий и др. Обратите внимание, на сельскохозяйственных угодьях! Таким образом, земли сельхозназначения выводятся из оборота, но по теневой, не прозрачной схеме.

Совершенно ответственно скажу, что сегодня это основная коррупционная кормушка для губернаторов. И поверьте, я знаю, что говорю.

В последнее время расплодилось огромное количество разных контор и шнырей около администраций. Они предлагают свои услуги по переводу сельхозземель в категории промышленного строительства и т.д.

Но объективные законы рынка не обманешь, стоимость земли при таком переводе повышается иногда стократно — это, во-первых. Во-вторых: земельный налог для земель сельхозназначения относительно невелик, для других категорий он кратно больше (зависит от субъекта федерации).

Земельный налог — это местный налог. Он расщепляется между субъектом РФ и муниципалитетом. Таким образом, облегчая процедуру перевода, мы создаем мощные дополнительные источники наполнения местных бюджетов и даем дополнительные возможности местному самоуправлению, за которые мы так ратуем.

Не лишне напомнить, что высокая стоимость квадратного метра в РФ во многом обусловлена высокой стоимостью земли. Я анализировал структуру себестоимости в жилищном строительстве и могу с уверенностью сказать, что иногда в структуре одного квадратного метра до 50 % составляет стоимость земельного участка, хотя по документам там совершенно другие цифры.

И наконец, как агроном по первой специальности, и бывший директор совхоза, могу утверждать, что разговоры о том, что отмена категорий земель похоронит наше сельское хозяйство — от лукавого. "Защитников" сельского хозяйства волнуют только земли около крупных городов, при этом они не обращают внимание на то, что более 50 млн.га пашни выведены из оборота.

Владимир Путин раздал предвыборных обещаний почти на 10 триллионов рублей, из которых больше 6-ти ложатся на региональные бюджеты. Обещания, как ни крути, надо выполнять, да и принцип Лавуазье никто не отменял: сколько в одном прибавится, столько в другом убавится.

Обращаюсь к моему другу Кириллу Кабанову: "С принятием этого закона убудет в карманах у чиновников, но прибудет в местных бюджетах".

Иван Стариков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены