Мой знакомый – Алексей – лет 15 назад сменил имя. Да, именно так: не фамилию – а имя! Почему-то, став священником – православным, разумеется – он недоволен был своим именем. И вот – стал Агафоном. Знакомые его так не называют, и я его тоже по-прежнему зову Алексеем. Кличет его "батюшкой Агафоном" только паства.

Алексей – человек высокого роста, широкий, полный и, что называется, представительный, солидный. Ходит он неторопливо, говорит медленно. Он из тех людей, которые умеют держать себя, пользуются доверием и авторитетом у окружающих. Именно поэтому когда-то в молодости не стал он, закончив вуз, работать по специальности (он агроном по образованию), а пошел по идеологической линии – трудился освобожденным комсомольским работником.

Но потом ВЛКСМ в одночасье накрылся медным тазом – а у Алексея уже была семья, и даже дети, двое. Он женился на 1-м курсе института. Человек он в высшей степени преданный семье, очень ответственный в этом смысле, хозяйственный. Приведу только одну, но очень красноречивую, деталь: он сам – собственными руками – построил себе дом в пригороде. Дом очень хороший, двухэтажный.

Своими руками – это в самом что ни на есть буквальном смысле. У него отец – инженер-строитель – он помогал. Брат, младший, немного помогал. А нанимать – он никого не нанимал. Работал сам. Работал много лет.

Так вот – что ему было делать, когда не стало кормильца-комсомола? И он пошел в священники.

Работа похожая, с людьми. Качества требуются примерно те же. Доходы тоже не уменьшились, а даже возросли, притом, что служит он в маленькой церкви, в том же пригороде, где и живет. А это почти деревня. Но работы много, всем он нужен, всегда занят.

Я видел несколько фото Алексея-Агафона, где он во главе крестного хода тащит здоровенную икону, видел фото в церкви. Видел я и его снимки в молодости: на всяких комсомольских съездах – а он был комсомольцем очень успешным, быстро делал карьеру.

Честно говоря, единственное, чем отличаются эти фото – антуражем. Лицо, манера держать себя – солидная, основательная – не изменились. Появились:  борода, ряса, крест на шее – вместо выбритых щек, пиджака с галстуком и значка с Лениным. А в остальном – один к одному.

Прямо скажу: я не осуждаю Алексея. Еще раз повторю: семьянин он прекрасный, мужик исключительно хозяйственный. У него и куры свои! А какие у него теплицы! И чего там только нет! А дом! Полы – с подогревом! Два этажа, куча комнат. Живет там больше десятка человек, половина из них – дети. Живут – радуются!

Не знаю, кто бросит в этого человека камень, - но точно не я.

И все же скажу: причем тут возрождение православия? Комсомол – это же смена КПСС. Идеологически, то есть, был основан на воинствующем безбожии. И вдруг – такой кульбит!

А сколько у нас таких священников! Не случайно же покойный Павел Адельгейм смотрелся белой вороной среди всей этой спешно перекрасившейся братии. Потому что он-то был Настоящим Священником, а они... Увы!

У родителей Алексея я тоже бывал: типичные советские люди. Квартира у них вся в иконах, образках, свечках. А сами они – даже Евангелия не читали. И отец Алексея по сей день чтит Сталина. Никакого противоречия со своим новообретенным "православием" в этом не видя.

* * *

Известная тут у нас, в Петрозаводске, журналистка, главный редактор интернет-газеты "Столица на Онего" Наталья Захарчук как-то сообщила мне, что посещает храм Александра Невского (на фото выше), что рядом с моим домом. Это новострой. Пузатое, широкое здание, раззолоченные купола. Совсем не похоже на церковь.

Наталья себя причисляет – и не без оснований – к местной элите, и очень ценит свое положение. Хотя и весьма критична к некоторым сторонам российской жизни. Но вот случилось как-то раз, что решила она опубликовать мой текст "Как умирала моя мама", где речь идет о фактическом отказе в медицинской помощи онкобольным в России.

Она же сама хотела опубликовать эту статью.

Поставила ее – это было днем, часов в 12. А вечером – вдруг удалила. При этом мне не написала, не позвонила, не извинилась, ничего не объяснила. Я ей написал сам и предложил объясниться: никакого ответа.

Зная о ее взаимоотношениях с учредителем (т.е. владельцем) газеты, я был уверен, что это он приказал убрать мой текст. Готов был ее понять и простить, но, разумеется, в случае, если бы она все-таки хоть что-то мне сказала сама.

Но прошло полгода – ничего. Я обратился в коллегию по жалобам на прессу. Наталья вынуждена была давать им объяснения – и замарала себя ими с ног до головы. Она сказала, что вечером узнала, что мой текст уже был опубликован на Прозе.ру, а т.к. ее газета публикует только "эксклюзивные материалы", то и удалила этот текст. Мне она строго попеняла за то, что я ее обманул: не сказал, что материал уже стоит на Прозе.ру.

Это совершенно детская ложь. На самом деле редактор, озабоченный "эксклюзивностью" публикуемых материалов, проверяет их с помощью поисковых программ, разумеется, не после публикации – а до нее, заранее. На самом деле Проза.ру – не СМИ. Целый ряд моих текстов был сначала опубликован на Прозе.ру, а уже потом – в "Столице на Онего", но почему-то они висят по сей день, никто их "эксклюзивность" не проверял и их не удалял.

Отмазавшись с помощью этого постыдного вранья, Наталья Захарчук спокойно продолжает редакторствовать – и посещать храм Александра Невского. Ведь посещение храма – есть ритуальное действие, символически закрепляющее ее привилегированное положение. Раньше наша элита тусовалась в приемных ЦК, а теперь – в храмах.

А лгать и делать подлости это нисколько не мешает. Наоборот, посещение храма и ложь Натальи Захарчук – явления одного порядка. И то, и другое способствует карьере и процветанию.

* * *

Евгений Михеев – известный петрозаводский бизнесмен. Он тоже имеет самое прямое отношение к возрождению православия.

В конце 80-х – начале 90-х – когда это самое возрождение только-только затеплилось – Е.Михеев стал церковным человеком. Был он дьяконом Крестовоздвиженского собора (который тоже находится совсем рядом с моим домом). Храм этот старый – и очень красивый. Тогда еще умели строить храмы.

В качестве дьякона Е.Михеев был поставлен начальником строительных работ, которые в то время уже в большом масштабе велись РПЦ. Кажется, это были работы в Муромском мужском монастыре, но это не суть важно. Дело это давнее.

Так уж вышло, что пропали на этих работах строительные материалы – и в больших количествах. А наш герой вскоре открыл строительный магазин. И преуспел! Сейчас он владелец огромного строительного гипермаркета ЦСК: самого крупного по объему продаж и количеству сотрудников магазина всей Карелии.

Что до местной епархии, то она никакого дела против Е.Михеева возбуждать не стала, мотивировав это тем, что – не божье это, а человеческое. Бог простит!  Только из дьяконов его исключили, и все.

Теперь Е.Михеев, возродившись в православии, - один из богатейших воротил местного бизнеса. Правда, на него уже не раз покушались. Но он все богатеет! Даже в мэры тут избирался, но неудачно. Может, потом еще попробует.

* * *

В одном маленьком городке, тут у нас, в Карелии, как-то случилось забавное происшествие.

Там было отделение банка "Возрождение", и две буквы в названии банка куда-то пропали. Была буря, ураган, ливень – в общем, их смыло, и кто-то их, как видно, потом унес. И стало не "Возрождение", а "В..рождение".

А потом какой-то шутник налепил на месте утраченных букву "Ы".

И получился "Банк "Вырождение""!

Вот и с православием в современной России та же история. Это разве религиозное возрождение, когда умножается богатство церкви, строятся храмы, вешают везде иконы?  Иисус по этому поводу поминал про раскрашенные гробы, полные смрада и мертвых костей.

Снаружи вроде возрождение – а внутри-то ВЫРОЖДЕНИЕ.

Возродилась внешняя обрядность – да что в ней? Чем она лучше обрядности "коммунистической"?

А внутри-то – моральное разложение, равнодушие, невежество, мздоимство. Раньше было выгодно состоять в КПСС, теперь – в РПЦ. От перемены мест слагаемых сумма, как водится, не изменилась. Так что буковки надо бы поменять. Буква "Ы" - тут гораздо-гораздо уместнее.

Вадим Слуцкий

! Орфография и стилистика автора сохранены