Текст - реплика на www.kaspsrov.ru/material.php?id=55C0DA7582DD1

Большие идеи живут странной жизнью. Сначала идея осознается на том уровне сознания, который доступен людям данного исторического времени. При этом она конечно, примитивизируется и теряет глубину и масштаб. В таком виде ее воплощают и обнаруживают, что результат реализации оказался много хуже, чем можно было бы надеяться. Начинается осмысление того, что было сделано, поиск ошибок и в результате люди приходят к более глубокому пониманию идеи – рождается версия 2.0. И так далее.

И христианство, и ислам являются такими версиями понимания грандиозной идеи Библии. Но и сами они (христианство особенно) – идеи громадные, недоступные в полном виде современникам основоположников религий, и реализуемые в серии малоудачных попыток понять и воплотить эти грандиозные идеи. Любая "ересь", любая "секта" реализует свою версию христианства (или ислама). И, во всяком случае, с христианством серия попыток реализовать всю идею далека от завершения.

Другими словами ту же мысль можно сформулировать и так, что история не кончилась, а значит и не кончились попытки реализации идеи христианства, которая выражается фразой из четырех слов – "Будьте совершенны, как Бог".
Идея Святой Руси является одной из подверсий огромной идеи христианства, будучи при этом и сама идеей очень крупной. Поэтому исторически известные формы ее интерпретации для нас гораздо менее интересны, чем сама суть этой идеи. Нам не очень важно, что думали о Святой Руси люди 14-го или 15-го века. Гораздо важнее понять, как нам самим нужно эту огромную идею понимать.

Важно это, прежде всего, потому, что  идея эта для русских архетипическая, конституциональная для русской ментальности. Она была таковой и до крещения, и во времена самого воинственного атеизма. В этом смысле религиозная, православная форма – это только одна, а точнее, две ее формы, два ее костюма, оба на сегодняшний день весьма заношенные.

Поэтому нет и не может быть никаких надежд, что РПЦ (особенно в ее сегодняшнем состоянии) сможет эту идею реализовывать или хотя бы просто придать ей современное звучание. Это сегодня вообще не дело РПЦ. Это дело совсем других людей, более-менее знающих и способных к рефлексии. Но само введение понятия "Святая Русь" в общественный дискурс можно только приветствовать. Как бы ни относиться к деятелям, взявшимся эту идею эксплуатировать.

То же самое и с понятием "Священная война", которая  не только у мусульман, но и во всех больших религиях, начиная с египтян, имеет смысл войны со своими слабостями (грехами, бесами) за создание лучшего человека (совершенного, как Бог). На современном языке "Священная война" – это битва за осознанное саморазвитие. И в этом качестве оно тоже имеет для нас значение самое первостепенное.

Почему? Потому что здесь мы вплотную подходим к идеям, которые определят, сформируют наше будущее. Эти идеи, конечно, важны и политически – не зря о них заговорил Владимир по прозвищу Кирилл. Но еще важнее они тем, чтои позволяют увидеть наш путь и в его уже пройденной части, и в части, которую нам еще только предстоит пройти.

Александр Зеличенко

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены