Дочке моего приятеля, футбольного фаната из Питера, однажды в школе задали нарисовать картинку на тему Киевской Руси. Она нарисовала трех конных богатырей в шлемах с копьями и с эмблемой киевского Динамо на груди у Ильи Муромца. Это было в 2003-м году. Тогда мы посмеялись. Сейчас пропаганда жует эту жвачку о "братских народах" и "не братья вы нам, презренные рабы!"

Да ладно вам, не так уж сильно отличается природный характер украинца от русского, тем более в историческом миксере ингредиенты крови смешались достаточно тщательно, хотя, конечно, не до конца. И все же — неужели только национальные черты характера дали такую колоссальную дистанцию между полюсами — русская подобострастность к любому начальству и готовность пресмыкаться перед властью, массовое неприятие самостоятельного мышления, отсутствие критики любых авторитетов, социальное иждивенчество, легковерие и готовность к предательству самых близких людей в случае, когда этого требует начальство (идеология Павлика Морозова)?

Неужели "Красное колесо" по Украине проехалось как-то иначе, чем по России?

Почему, казалось бы, "братские" народы на каком-то этапе выбрали диаметрально противоположные пути развития — Россия развернулась к Орде, Украина — к Литовскому княжеству, то есть к Западу? Откуда этот тектонический разлом? Ведь ни география, ни история в полной мере не объясняют феномен этого колоссального разрыва общего исторического пути славянской троицы — белорусов, русских и украинцев.

Давайте сразу сделаем маленькую ремарку, чтобы упредить споры и патриотические вопли: в самом начале двухтысячных Киев мало отличался от крупного провинциального российского города. Чуть посвободнее чувствовала себя молодежь, чуть побольше было машин из Европы, чуть по-другому поставлено образование и совсем чуть-чуть легче дышалось. В целом — не лучше, не хуже. Сейчас эта дистанция стала фантастически огромной: как между двумя вчерашними абитуриентами, пившими пиво в баре перед вступительными экзаменами — один сдал и поступил, теперь его жизнь определена на многие годы вперед, другой завалил экзамен и пошел в уличную банду, где собрались такие же маргиналы. Лотерея? Ведь в одном классе учились, в одну соседку влюблялись, в одних драках участвовали, а вот — один через десять лет станет уважаемым профессионалом, другой, скорее всего, в этот момент будет, в лучшем случае, мотать срок. Или уже отсидит, вылечится от туберкулеза и будет под надзором полиции сидеть на социальном пособии.

А могло быть наоборот? Ну вот давайте нарушим святое правило истории: попробуем сослагательное наклонение: летом 2003-го что-то случается в Москве, внезапно умирает Путин и элиты не находят легкого консенсуса, возникает Майдан на Красной площади в Москве, к власти приходит условный Иванов, голоса пересчитываются, приходит Петров, потом на десять лет воцаряется карикатурный коррумпированный режим и снова революция, снова выборы и, наконец, народное правительство национального доверия с очевидной перманентной нестабильностью, но с дорожной картой вступления в ЕС и НАТО, возможно, даже не единой страной, а несколькими.

А рядом — военно-тоталитарный украинский режим, где у власти находится хунта из офицеров спецслужб, обнаруживших, что у них есть историческая миссия: противостоять тлетворному влиянию, создать скрепы и поддержать Асада, Кима, Роберта Мугабе и вернуть честное имя Бокассе, который если и ел младенцев, то вовсе не христианских…

Не можете себе такого представить? И я не могу. А почему?

Что же все-таки кроется за этой фразой "Украина не Россия"?

Другой дух народа? Допустим. Но Януковича все-таки не только Донбасс выбрал и коррумпированных придурков в украинской власти было предостаточно. То есть общий уровень электората, если говорить честно, отличается от российского не так уж сильно.

Уровень общей культуры? Да все мы из гоголевской шинели… То есть общешкольная и институтско-университетская подготовка в принципе сравнима. Что еще? Церковь? Так в любой православной конфессии — и на востоке, и на западе — власть от Бога, на что-то новое надо получить благословение архиерея и вообще не высовывайся особо: гордыня-грех…

Так что же? Ну понятно, что во Львове или Каменце-Подольском влияние Европы чувствуется сильнее, чем в Казани или Перми. Но ведь и у русских есть Санкт-Петербург, который к Европе-то поближе, чем Херсон…

Вполне справедливо предположить, что на территории нынешней России была Орда и русские просто воспроизводят свою историческую матрицу. Ну допустим. Но и значительная часть нынешней Украины была под властью Улу Улуса, да и значительную часть нынешней России миновала чаша сия…

Не склеивается эта теория. Посмотрим на генетику. Говорят, в крови у жителей России больше финно-угорской крови, чем у жителей Украины. Возможно. Но Финляндия не интегрировалась в Россию настолько, насколько Украина интегрировалась в СССР. Опять ничего не получается объяснить. Хуторское хозяйство как основа производства, количество крепостных? Климат? Широта? Так Швеция севернее России, а Северная Корея — южнее. И что?

Все эти географические и этнографические факторы, можно и нужно учитывать, но в целом ответа нет — почему Украина оказалась сейчас настолько дальше от рабской судьбы, чем соседние славянские страны? И на вопрос, заданный в заголовке у автора, разумного ответа нет. Кроме одного — за сто лет из Украины большинство упырей уехали на север, где больше возможностей. И мы там видим Онищенко с Полтавченко, Матвиенко и ещё легион имя им. А в Украине процент приличных людей просто оказался выше критической массы. Это и выстрелило.

Дмитрий Запольский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter