Некоторое время назад перестал писать некрологи, хотя уходят сплошь знакомые лично люди. Но в данном случае показалось важным написать. Даже не некролог, ибо особо хорошего про Лужкова сказать ничего не могу, но и плясать на могиле не буду.
Фигура Лужкова важна для осмысления очень важных вещей, которые произошли в обществе и сознании людей.

То, что Лужков — типичное дитя номенклатуры — это понятно. Пограбил он знатно, но старался оставаться "близким к народу" — вот он, свой, в кепке, нужды людские понимает. Казалось бы — "свой в доску простой русский мужик", но при этом — обласканный любимец всех диаспор. Был абсолютно беспринципен: утром клялся в верности родной коммунистической партии, в полдень орал "Ельцин, ура, мы демократы", тут же не отходя от кассы организовал страшное кровопролитие на улицах Москвы, а ближе к вечеру уже бегал вокруг меня, предлагая коалицию. А потом вдруг стал официальным государственником.

Вряд ли это — свидетельство глубокой и сложной натуры. Скорее, Юрий Михайлович и впрямь был плоть от плоти номенклатуры. Выразителем всех ее "идей" и чаяний - причем, крайне удачливым. Особенно в денежном выражении.

Впрочем, была у него, пожалуй, одна постоянная пламенная страсть — искренняя и незатухающая лютая ненависть к Чубайсу.

Лужков был одним из создателей мафиозного государства, в котором мы все имеем веселое счастье жить. Но напомню: его предшественник, еще один, Великий Демократ Гавриил Попов и вовсе предлагал официально узаконить взятки.

Лужков был и одним из отцов полной распущенности, коррупционности и вседозволенности спецслужб. И ОМОН при нем зверствовал так, что нынешние — прямо детишки в сравнении.

При этом — кровавым маньяком он не был. Мог даже помочь если к нему "с должным уважением" и челобитной. Каким он был как "московский царь и бог" — судить коренным москвичам. Я знаю Москву с юности, этого недостаточно. Да и сравнивать теперь есть с чем. Сколько денег ушло и уходит в карманы ненасытных — даже предположить трудно. Кстати, вдова Лужкова — мультимиллиардерша "дорогая Елена Николаевна" — моложе многих из нас. И, как водится, "дома, деньги" — все за рубежами нашей многострадальной родины. Всё, как им всегда положено, ничего старого, ничего нового.

Собственно, это то, что останется в учебниках истории. При любой власти — ибо чужие грехи никакой власти не нужны. А новые постсоветские мафии буду изучать историки-профессионалы.

Возможно, у многих может быть "личная память", и, соответственно, личное хорошее отношение к ушедшему. Одно другому не мешает и не отменяет объективной истины.

Илья Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены