Иногда у меня появляются странные идеи - взять какую-нибудь позабытую книгу (для современных читателей она, наверное, мало отличается от древнего папирусного свитка, хотя и размещена в интернете), перечитать, помедитировать...

Вот и вчера, поскольку погода была хуже некуда (если что, июль, с какого-то бодуна посчитавший себя сентябрем - это единственный сестрорецкий "ужас-ужас"), я так и поступил. Открыл повесть Анатолия Алексина "Безумная Евдокия", которая вызывала острые споры где-то в середине 70-х, перечитал...

И понял: а повесть-то - современная! Вот как будто по свежим следам. Ну, почти...
О чем она? О мерзком явлении - о позитивной дискриминации. Без всякой Америки с BLMом. Явление - общее...

Итак, дано.
Родители - интеллигенты-шестидесятники, посему пытаются отрефлексировать происходящее - но делают это очень по-советски, иногда - наивно, иногда - жалко и смешно.
Их дочка Оля, безумно талантливая, хорошо учится, мало того - учится еще и в художественной школе.
Понятно, что родители души в ней не чают.
Совсем иначе относится к Оле ее классная руководительница - та самая "Безумная Евдокия". Помешанная на коллективизме училка.

Тут отношения непросты: подростку нужно признание учительницы. Но Евдокия Савельевна всячески поддерживает "середнячков", а Олю с ее оценками и талантами будто бы и не замечает. Точнее, очень даже хорошо замечает, когда девочке приходится жертвовать "общественной работой" из-за занятий в художественной школе. Вот тут - да, Евдокия Савельевна не упустит случая кольнуть!

"Люсю Катунину включили в редколлегию общешкольной стенной газеты. Она умеет писать заголовки. Это приятно для нас всех!

"Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла "вместе со всеми".

"Классная руководительница и в самом деле руководила умами и поступками учеников 9-го "Б". И вслед за ней они не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их. Как бы надев защитные очки, они сквозь них и смотрели на нашу Оленьку".

Оле надо доказать, что она - лучше всех. И понятно, почему: это было бы признанием и со стороны остальных.
Но попытка доказать приводит к беде...

В общем, некий поход по местам военных событий. Хотя бы без "можем повторить!" - в 70-е, при живых ветеранах, такой лозунг был бы, мягко говоря, не понят. Но смысл - именно такой.
Девятый класс, скоро выпускной, характеристику могут испортить, классный активист заранее предупреждает - "не вздумай принести справку!"
Но главное - доказать, что лучше всех! И Оля доказывает, выполняет условия. Правда, при этом надолго исчезает, а мобилок нет. Ее ищут, обзванивают милицию, морги... Мать впадает в истерику - и сходит с ума.

А читатели могут сколько угодно с комсомольским задором винить "эгоизм" Оленьки.
И напрасно.

Нету там эгоизма. Травма - есть. Травма, которую оставляет позитивная дискриминация - в пользу серости. И коллективизм, советское "какувсеховство", насаждаемое учительницей - кстати, учительницей истории, страшно даже подумать (в повести этого почти нет), что и как, а главное - с какой убежденностью она пропагандировала на уроках...

Да, повесть - не о BLM, не о погромах, не о разрушенных памятниках Колумбу или памятнике андерсеновской Русалочке, на котором серость вывела "расистская рыба" (больше всего поражает не свергнутый Колумб, а именно это - ее-то за что?!)

"Безумная Евдокия" - повесть о жизни и о том, какие проблемы могут появиться, если кто-то вбивает себе в голову, что люди - равны (не перед законом, как должно, а просто - равны) - и начинает это насаждать позитивной дискриминацией. Прочее - детали и антураж конкретных стран и времен.

И ведь добилась своего Евдокия Савельевна! Теперь в жизни талантливого Ольги травма углубится. И неясно, останется ли талант вообще - или станет подросток столь любимой евдокиями посредственностью, очередным штампованным "какувсехом".

И уж как угодно, но баронесса Эстер из акунинского "Азазеля" гораздо симпатичнее всех советских "безумных евдокий". Пусть и использует таланты воспитанников с не очень понятными целями (это только цели мента Фандорина вполне ясны - держать и не пущать). Но, по крайней мере, она таланты раскрывает:

"Кстати говоря, те дети, которых сегодня считают умственно недоразвитыми, тоже обладают даром. Это, конечно, талант не рационального свойства, но оттого не менее драгоценный. У меня в Шеффилде есть специальный эстернат для тех, от кого отказалась традиционная педагогика. Боже, какие чудеса гениальности обнаруживают эти мальчики! Там есть ребенок, к тринадцати годам едва выучившийся говорить, но он вылечивает прикосновением ладони любую мигрень. Другой — он и вовсе бессловесен — может задерживать дыхание на целых четыре с половиной минуты. Третий взглядом нагревает стакан с водой, представляете?"

А безумные евдокии всех стран и всех времен стремятся таланты закрывать. Законопачивать. Ради воспитания "скромности" (что, разумеется, означает превентивную ликвидацию конкурентов элиток, но об этом "позитивно дискриминирующие" евдокии не задумываются). Ради химеры "равенства вообще".

Дискриминация - зло. Любая. "Позитивной" она быть не может.

 

А картинка - отнюдь не к "Безумной Евдокии". Зато к идее "равенства вообще", равенства в серости - и к тому, чем это заканчивается.

 

Как и говорил, к большим постам будет прилагаться:

Тинькофф Банк 5536 9137 8254 6218

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены