Постоянные читатели этого блога, возможно, заметили, что автор этих строк не вполне равнодушен к терминам "расизм", "системный расизм", "расист", вброшенным в последнее время в активное употребление. Этот интерес понятен, поскольку нужно разобраться в явлении, занявшем чуть ли не центральное место в мировой политической дискуссии. Кроме того, по исторической коннотации и эмоциональной нагрузке термин "расизм" в современной речи и общественном сознании мало чему уступает – за возможным исключением терминов "фашизм" и "нацизм". Поэтому простительным может считаться авторский интерес к недавней передаче Е.М.Альбац, значительная часть которой как раз и была посвящена обсуждению проблем расизма, системного расизмаорганического расизма, в том числе в США, а также "среди российских как бы интеллигентных людей". Автора этих строк посетила надежда найти в упомянутой передаче ответы на интересующие его вопросы.

Что такое расизм? И кто такие расисты?
Главными, естественно, стали вопросы, относящиеся к определению расизма: А что это такое? Что такое системный расизм? Что такое органический расизм? Как определить расиста? Увы, в указанной передаче ответов на них не оказалось. Ниже приведены все прозвучавшие в эфире цитаты от доктора политологии, в которых упоминались слова с тем же корнем, что и у слова "расизм". Судите сами.

Е. Альбац:
1) Я хорошо помню ноябрь 2008 года, когда первый чернокожий американец белой матери и кенийца отца Барак Обама был триумфально избран президентом США. Восторг был невероятный... Тогда все, и я признаюсь в том числе, писали, что в США покончили с расизмом, моя приятельница известный американский журналист мне говорила, поверь, моим дочерям, у нее пятеро девочек, студенты они были, им совершенно плевать, у кого какой цвет кожи...

2) Но меня совершенно потрясла реакция людей, которые здесь в Америке говорят по-русски и еще больше реакция в России совершенно замечательных людей... Русские, которые или советские люди, которые уезжали в Америку, прежде всего, уезжали и от религиозной и этнической сегрегации, которая существовала в Советском Союзе. Это и политика государственного антисемитизма, и политика сегрегации в отношении арестованных народов, тех же чеченцев, ингушей, Кабарды и так далее. И вот они приезжают в Америку. Как может случиться, что эти люди, которые на себе это пережили, абсолютно соотношу себя с проблемами большинства чернокожих американцев, как могло случиться, что они вдруг стали расистами?

3) Но вот, как правило, когда мне приходилось несколько раз вступать в дискуссии с расистами российского происхождения, вне зависимости от их религиозной или этнической принадлежности.

4) Как вы объясните сегодняшний расизм вполне как бы интеллигентных людей России, когда я читала некоторых авторов, у которых нет большей проблемы, они говорят, что скоро в Америке белые будут меньшинство. И я понимаю, что ничего больше, кроме того, что разгромили "Гермес" и что белые будут меньшинство их не интересует. Это такая беда. Болит сердце.

5) То есть это органический расизм.

6) Но что произошло с интеллектуально вполне развитыми людьми, которые ну как минимум читали какие-то книжки. Или хотя бы делают вид, что читали книжки. У них русский язык такой, что можно подумать, что они читали книжки. Для меня это за пределами моего понимания.

Признаюсь, что за пределами понимания автора данных строк остались критерии, использованные Евгенией Марковной для определения понятий расизм, системный расизм, органический расизм, расист. Чувствовалось, что какое-то собственное, однако скрытое для окружающих, понимание этих понятий у нее явно имеется. Однако в чем именно оно заключается, осталось неизвестным. В силу того, что неназванных ею людей, причем "совершенно замечательных", "людей российского происхождения", "интеллектуально вполне развитых", "людей, какие читали какие-то книжки", ей удалось идентифицировать в качестве "расистов", то можно было бы сделать вывод, что она точно кого-то имеет в виду. Но кого? По каким признакам? На каком именно основании? Неизвестно...

Являются ли, например, расистами лица, удовлетворяющие сделанным ею описаниям: "совершенно замечательные люди", "люди российского происхождения", "интеллектуально вполне развитые люди", "люди, какие читали какие-то книжки", лица, говорящие, что белые в Америке вскоре станут меньшинством, те, кто обеспокоен разгромом магазинов "Гермеса"?

Следует заметить, что никаких других критериев определения расизма, кроме как "быть интеллектуально развитым", "читать книжки", прогнозировать очевидное на несколько лет вперед и быть обеспокоенным погромами, ведущая передачи "Полный Альбац" не назвала. Являются ли именно эти характеристики определяющими критериями расизма?

Следует ли из этого тогда, что критериями антирасизма, наоборот, являются прямо противоположные характеристики? То есть, чтобы быть быть антирасистом, надо "не быть интеллектуально развитым", не "читать книжки", отказаться от умения предвидеть предстоящее очевидное, поддерживать погромы и убийства?

Как бы то ни было, но ни определений терминов, ни критериев указанных понятий дано не было. Однако оценки, какие в современном обществе, воспринимаются, и не без основания, как обвинения и оскорбления, раздавались Евгенией Марковной легко и непринужденно. С какой стати?

Когда было отменено рабство в США?
Поскольку передача на популярном радио выполняет важную просветительскую роль, то и другие высказывания доктора политологии, преподающего в Мичиганском университете в Анн Арборе, США, не могли не привлечь внимания. Например, о дате отмены рабства и Гражданской войне в этой стране.

Е. АльбацИ наверное просто поскольку наши читатели могут не знать, что и после, рабство в Америке было отменено в 1864 году, потом была гражданская война...

Автор этих строк относится к тем читателям, кто именно в этот раз впервые в своей жизни услышал о том, что рабство в Америке было отменено в 1864 году. А также о том, что гражданская война в США случилась после 1864 года и отмены рабства.

Еще со школьных лет он помнил, что Гражданская война в США началась до отмена рабства – с обстрела форта Самтер напротив Чарлстона в Южной Каролине 12 апреля 1861 года.

Главное же событие в занявшем некоторое время процессе отмены рабства в США произошло 1 января 1863 года, когда была опубликована финальная версия Освободительной прокламации президента А.Линкольна. В качестве более ранней версии даты отмены рабства можно принять также и 22 сентября 1862 года, когда Линкольн обнародовал первый вариант этой прокламации.

В качестве же жесткой версии даты отмены рабства можно принять и 1865 год. 19 июня 1865 года федеральные войска вошли в Гальвестон, штат Техас, и гарантировали выполнение линкольновской декларации на всей территории США. Теперь это дата национального праздника США Juneteenth (19-е июня), только что торжественно отмеченного по всей стране. Гражданская война завершилась 22 июня 1865 года. А Тринадцатая поправка к Конституции США, отменившая рабство, вступила в действие 6 декабря 1865 года.

Таким образом, в зависимости от тех или иных обстоятельств в качестве года отмены рабства можно назвать и 1863-й, и 1862-й, и 1865-й. Единственный год, в течение которого не случилось каких бы то ни было событий, связанных с отменой рабства, – это как раз 1864-й.

Когда "участились случаи убийства чернокожих полицейскими"?
Е. Альбац? ...Я хорошо помню ноябрь 2008 года, когда первый чернокожий американец белой матери и кенийца отца Барак Обама был триумфально избран президентом США. Восторг был невероятный... Тогда все, и я признаюсь в том числе, писали, что в США покончили с расизмом... Прошло 8 лет, к власти в США как вы хорошо знаете, пришел популист. Один за другим, да и собственно раньше случались, тут как-то участились случаи убийства чернокожих американцев полицейскими.

Это сильное утверждение, какого, признаюсь, ранее не приходилось встречать в американской прессе. В силу этого возникло желание проверить его обоснованность.

Вот этот сайт поддерживает самую полную базу данных об убийствах, совершенных полицейскими, с 2013 года. На 30 июня 2020 г. в нее было включено 8263 случая. Основные результаты из нее можно свести в следующую таблицу.

Число лиц, убитых полицейскими в первой половине года (январь-июнь) в среднем в месяц

Убитые Обама,
2013-2016 гг.
Трамп,
2017-2020 гг.
Изменение, %
Всего, в т.ч.: 89.6 94.7 5.7
- белых 40.6 39.7 -2.3
- черных 24.0 22.7 -5.4
- испаников 14.5 16.6 14.7
- азиатов 1.5 1.4 -10.8
- индейцев 0.9 1.5 68.2
- тихоокеанцев 0.3 0.7 112.5


Как видно, число убийств полицейскими лиц всех рас за четыре года президентства Трампа по сравнению с последними 4 годами президентства Обамы выросло на 5,7%, в том числе: испаников – на 14,7%, индейцев – на 68,2%, тихоокеанцев – в 2,1 раза.
В то же время число белых, убитых полицейскими, уменьшилось на 2,3%, черных – сократилось на 5,4%, азиатов – на 10,8%.

Если рассчитать те же показатели не только за первые полгода, но и в среднем за год, то есть в целом за 4 года президентства Обамы (2013-2016 гг.) и три года президентства Трампа (2017-2019 гг.), то число черных, убитых полицейскими при Трампе, снизилось на 8,2%.

Таким образом, утверждение, сделанное доктором политологии Мичиганского университета в эфире ЭМ, не соответствует действительности. После прихода к власти в США "президента-популиста" случаи убийства чернокожих полицейскими стали более редкими: в среднем в месяц в первой половине года – на 5,4%, в целом за год – на 8,2% .

Поскольку речь зашла о взаимоотношениях между полицейскими и чернокожими, то следует взглянуть и на обратное соотношение – на число полицейских, убитых чернокожими преступниками. Информацию об этом сообщает ФБР.

Число полицейских, убитых преступниками, в среднем в год

Убитые Обама,
2013-2016
Трамп,
2017-2020
Изменение, %
Всего, в т.ч.: 45.3 49.7 9.8
- белыми 27.3 28.7 5.2
- черными 15.3 18.0 18.0
- испаниками 8.5 9.7 13.7
- азиатами 0.3 0.3 33.3
- индейцами 1.0 0.3 -66.7
- тихоокеанцами 0.0 0.7 n.a.


Выясняется, что число полицейских, погибших от рук преступников, в годы президентства Трампа выросло по сравнению со вторым периодом президентства Обамы: в целом – на 9,8%, в т.ч. от рук белых преступников – на 5,2%, а от рук чернокожих преступников – на 18,0%.

Таким образом, во время президентства Трампа по сравнению со вторым сроком президента Обамы число чернокожих, убитых полицейскими, снизилось (в зависимости от выбранного периода сравнения) на 5-8%, а число полицейских, убитых чернокожими преступниками, увеличилось на 18%.

Кто больше убивает: белые – черных или черные – белых?
Возможно, что доктор политологии имела в виду не только убийства полицейскими, но и в целом убийства белыми, всеми белыми – как представителями белой расы, которым, как рассказывают в последнее время, всем без исключения (даже как бы интеллигентным) присущ неотъемлемый белый расизм?

Данные о числе убийств по расовым группам собирает и публикует ФБР. В последние несколько лет эти данные представляются в таблице 6 ежегодных докладов Бюро.

В целом за 24-летний период (1995-2018 гг.) отчетливо видны тренды постепенного снижения числа убийств, характерные для всех основных расовых групп США.

Исключение составляет лишь динамика убийств, совершенных чернокожими преступниками в 2014-17 гг., то есть в период, пришедшийся на последние 3 года деятельности Обамы и первый год деятельности Трампа. За это время число убийств черными преступниками увеличилось на 18,2%.

Кроме это, следует отметить, что общий уровень всех убийств на 100 тысяч человек населения соответствующей расы чернокожими преступниками превышал аналогичный показатель белых преступников в 1995-2018 гг. в 5,7-7,4 раза.

Основную часть всех убийств преступники каждой расы совершают против жертв – представителей своей собственной расы. Почти 90% всех жертв белых преступников оказываются белые, более 80% жертв чернокожих преступников – чернокожие.

Тем не менее в силу различий в уровнях агрессии число убийств чернокожих чернокожими превышает число убийств белых белыми на 100 тысяч человек своей расы в 5,2-6,8 раза.

Кроме того, число убийств черных граждан чернокожими преступниками в последние годы Обамы и первый год Трампа (2014-2017 гг.) выросло на 16%.

Наконец, наиболее драматичным является превышение числа убийств белых граждан чернокожими преступниками над числом чернокожих граждан, убитых белыми преступниками, на 100 тысяч человек каждой расы. Эта разница в течение 1995-2018 гг. составляла 12-16 раз.

Следует особенно отметить резкий рост числа убийств представителей других рас (не черных) чернокожими преступниками, начавшийся в 2013 году после избрания Обамы на второй срок и остановленный только в 2017 г. с избранием Трампа. За эти четыре года (2013 – 2017 гг.) число белых, убитых чернокожими преступниками на 100 тысяч чернокожих, выросло на 26%, число представителей других рас (не белых и не черных) – на 36,6%, число убитых лиц, раса которых была не определена, – на 43,5%. Следует еще раз повторить, что эта вакханалия насилия была остановлена и развернута в противоположную сторону только при президенте Трампе в 2018 году.

Кто сломал расовый мир в США?
Ни для кого в США не является секретом, что межрасовые отношения в стране в настоящее время переживают тяжелые времена. Выражение "гражданская война" во внутриамериканской дискуссии стало обыденным, причем используется оно не только по теме "Можно ли ее избежать?", но и по теме "Как к ней лучше подготовиться?"

Тем не менее специалисты задаются не только этими вопросами, но и вопросом: "Кто и когда сломал расовый мир в Америке?" Ответ на него дают не только графики фактического роста числа убийств, совершенных чернокожими преступниками, начавшие свой бешеный рост во время президентства Обамы в 2013-2014 гг. и остановленные лишь при Трампе в 2017 г., но и результаты соответствующих опросов Института Гэллапа

Источники:
Most Blacks Rate Race Relations With Whites as Bad
Race Relations as the Nation's Most Important Problem

Независимо от того, как именно были сформулированы эти вопросы, все они показывают одно и то же. Точкой перелома четвертьвекового периода расового мира в США стал один и тот же период 2013-2015 годов, когда находившийся на посту американского президента Обама занялся разжиганием расовой ненависти в стране. Ядовитые семена, посеянные Обамой и взлелеенные затем Демпартией, дают свои отвратительные плоды сегодня.

Послание Гленстона из Тринидада Евгении Марковне
Давеча ехал на Убере.
В сообщении о принятии заказа появилось имя водителя – Гленстон.
Так как раньше такого имени не встречал, невольно отметил для себя, что было бы интересно узнать, кто он и откуда.
Когда оказался в машине, то водитель сразу же обратил на себя внимание, что называется, своим body language – осанкой, взглядом, манерой говорить. Одним словом, афроджентльмен.
Разговорились.
Оказалось, что Гленстон уже почти 40 лет живет в США; что приехал он из Тринидада; что на родину ездит регулярно – пару раз в год; что, кроме Убера в Вашингтоне, у него есть бизнес в Тринидаде, за которым надо следить, – пара квартир, сдаваемых через Airbnb, и алкогольный бар.
Заговорили про Тринидад.
В ходе краткого обзора Гленстон спокойно говорит: "У нас в Тринидаде живут два народа – негры и индийцы. (We have two nations in Trinidad – Negro and Indians)".
Спрашиваю: "Скажите, а является ли использование слова Negro политически корректным?"
Гленстон: "Не следует путать два разных слова – "негр" и "ниггер". (Don’t mix two words – Negro и Nigger). Негр – это как обозначение нации, этноса. Второе слово – уничижительное. Его употреблять не следует. Это то же самое, что индийца назвать "кули". Так говорить не стОит. А "негр" – это совершенно нормальное слово".
Тогда, вспомнив о только что прослушанной передаче на ЭМ, спрашиваю Гленстона: "А что Вы думаете про то, о чем сейчас много говорят, в том числе и у меня на родине, на российском радио, – о расизме, о системном расизме в США, о BLM?"
Гленстон полуповернул ко мне голову и, аккуратно проговаривая слова, отчеканил: "Сэр, это плохие люди. Они лгут. Они хотят грабить. Они разжигают ненависть. Они хотят разрушить нашу жизнь. (Sir, they are bad people. They lie. They want looting. They incite hatred. They want to destroy our life). У нашей семьи отличные отношения с белыми. У меня две знакомые белые семьи – они такие же белые, как и Вы. Они регулярно приезжают ко мне в Тринидад. Мы женой с ними, и они с нами – как одна семья. Сэр, приезжайте, и Вы все увидите своими глазами".
Отвечаю: "Спасибо, Гленстон. С удовольствием приеду. А что мне передать тем – с радио, которые говорят про системный расизм?"
Гленстон: "Передайте им, что они – очень плохие люди. (Please pass them – they are very bad people)".
Поездка моя закончилась. Мне надо было выходить.

Cейчас же я выполняю поручение Гленстона. Передаю его слова Евгении Марковне:
"Те, кто лгут людям о расизме и системном расизме в США, – очень плохие люди.
Они хотят грабить. Они разжигают ненависть. Они хотят разрушить нашу жизнь".

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены