Система противоракетной обороны США (ПРО) (англ. National Missile Defense — NMD) создается, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара, в первую очередь со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию (ранее также Ирак и Ливию).

23 июля 1999 президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее Конгрессом законопроект о создании Национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Закон уполномочивал Министерство обороны США разместить элементы системы ПРО для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет "технически возможно". Разработка НПРО, по мнению президента, вызвана "усиливающейся угрозой возможного создания и размещения странами-изгоями ракет большой дальности, способных нести оружие массового поражения против США и их союзников".

В 2001 году Джордж Буш объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и их союзников и дружественных им стран, не исключив размещения на их территориях элементов системы. Среди первых в этом списке оказалась Великобритания как ближайший союзник США. Ряд стран Восточной Европы, в первую очередь Польша, тоже официально выражали желание разместить на своей территории элементы системы ПРО, включая и противоракеты.

Международное сотрудничество

США привлекли к сотрудничеству в создании ПРО многие другие страны.

Британский премьер-министр Тони Блэр в октябре 2004 дал согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Файлингдейлс (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков. Это был первый шаг по размещению элементов НПРО за пределами американского континента.

Япония участвует в производстве и закупках противоракет типа "Эгис", "Пэтриот" и SM-3 (решение содействовать американской системе ПРО и разместить на своей территории элементы этой системы было принято после того, как в 1998 году КНДР запустила ракету "Тэп Хо Дон" (дальность 2000 км), перелетевшую над территорией Японии и упавшую в Тихий океан);

Израиль задействован в программе модернизации противоракет Arrow (28 июля 2004 здесь уже были проведены успешные испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США);

Австралия заявила о поддержке американских планов;

Канада ведет переговоры с США о придании противоракетных функций командованию НОРАД, отвечающему за противовоздушную оборону США и Канады;

Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия).

Польша, Чехия и Венгрия изъявили готовность разместить у себя рабочие противоракетные комплексы. В мае — августе 2006 группа экспертов МО США посетили эти страны для определения местоположения для противоракетных объектов. В Чехии рассматриваются три варианта — Болетице (вблизи Чешского Крумлова на юге), Йинце (рядом с городом Пршибрам в 90 км юго-западнее Праги) и Либава (неподалеку от города Оломоуц на западе). Общие расходы по строительству ракетной базы США в одной из стран Центральной Европы, по данным газеты The Washington Post, составят от $1,2 млрд до $1,6 млрд. Рассматривается несколько вариантов размещения базы — наземный и подземный, в одной стране или в нескольких соседних, с распределением между ними ракетных комплексов, РЛС и остальной инфраструктуры. В мае 2006 в Варшаве побывал американский генерал Л. Смит – руководитель штаба стратегического командования по вопросам трансформации НАТО, чтобы решить вопрос о строительстве на базе ВВС близ Познани системы наземного наблюдения НАТО. Во время сентябрьского (2006) визита в США премьер-министра Польши Ярослава Качиньского была достигнута договоренность о размещении на территории Польши десяти ракет-перехватчиков в защищенных подземных шахтах. 20 января 2007 премьер-министр Чехии Мирек Тополанек сообщил о поступившем предложении разместить на территории Чехии радиолокационную станцию США, входящую в глобальную систему ПРО.

Отношение России

Россия изначально заявляла о своем резко отрицательном отношении к разработке американской ПРО, считая ее нарушением существующих американо-советских договоров об ограничении стратегических вооружений и систем ПРО.

В частности, в связи с подписанием в августе 2004 американо-датского договора о модернизации РЛС в Туле (Гренландия) российский МИД заявил, что "в американскую ПРО объективно уже сейчас закладывается определенный потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности", так что нельзя исключать возможность появления угрозы силам сдерживания России в перспективе.

Основания для опасений дает само географическое расположение РЛС Туле. Если во главу угла системы ПРО ставить защиту от угрозы со стороны стран-изгоев, то зачем модернизировать радиолокационные станции системы раннего предупреждения, размещенные в Гренландии и Великобритании и направленные туда, где, по определению, трассы ракет этих стран проходить не могут? В связи с этим, говорится в заявлении МИД, Россия оставляет за собой право на ответные действия.

После появления в октябре 2004 года сообщений о согласии Великобритании разместить на своей территории американские ракеты-перехватчики, МИД РФ выпустило официальное заявление, в котором говорилось: "Американская сторона заверяет нас в том, что создаваемая ПРО США вместе с ее зарубежными базами не направлена против России. Однако мы до сих пор не получили ответ на наш вопрос, каким образом будет обеспечена и гарантирована такая „ненаправленность“. Пока такого ответа нет, российская сторона не может не принимать во внимание возможную угрозу безопасности России".

В конце 2005 начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Ю. Балуевский в интервью польскому изданию "Газета выборча" заявил, что, хотя и не предвидит ядерного конфликта между Россией и Западом, но страны, которые примут участие в создании американского противоракетного щита, должны понимать последствия: "Пожалуйста, стройте щит. Только подумайте, что потом вам будет падать на голову".

6 сентября 2006 генерал армии Ю. Балуевский в интервью польской газете "Дзенник" предупредил, что размещение американских объектов ПРО в европейских странах изменит существующий стратегический паритет между Америкой и Россией, а это, в свою очередь, потребует корректировки российских военных планов.

В начале октября 2006, отправляясь с визитом в Варшаву, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия примет соответствующие меры в случае, если Польша разместит на своей территории элементы системы ПРО США.

ru.wikipedia.org, 08.02.2007