Делается это обстоятельно, с подведением фундаментального идеологического базиса. Напомним, статья 13 ельцинской Конституции, которой, между прочим, мы и обязаны феноменом "черта из табакерки", запрещает строительство какой бы то ни было государственной идеологии, но новоявленных "теоретиков" это нисколько не смущает. И взаправду, свято место пусто не бывает. Заставить избирателя проголосовать на выборах за собственного эксплуататора – за правящий класс бюрократов, представленный в парламенте липовыми партиями – это уметь надо.
Стало это понятно на озере Селигер. Удивили масштабы внимания устроителей к пропутинским молодежным организациям. Но список высокопоставленных чиновников и клерикалов, освятивших сборище не приученных к чтению и оттого не знающих, куда себя девать, юнцов, сказал сам за себя. Первое, что подумалось: в каком государстве с нормальной, а не "суверенной" демократией было бы такое возможно? Представим какого-нибудь Николя Саркози, который, заступив на свой пост, тихой сапой организует молодежные отряды с целью подавления оппозиции, а заодно занимается идеологической упаковкой "курса" своего имени на последующие выборные сроки. В России надо жить долго…
Второе, что бросилось в глаза, – это неприкрытое стремление консолидировать массового избирателя. Дать ему, убогому, некую национальную идею – естественно, подходящую для "коренной национальности". Это, кстати, еще одна президентская "заморочка", тоже антиконституционная, поскольку в статье 19-й Конституции РФ говорится о незаконности дискриминации и деления по национальному и религиозному признакам. Зачем, спрашивается, покончив с тоталитарным режимом, мы, наивные, изымали из паспортов графу о национальности? Идеологи режима до сих пор делают упор на традиционные "ценности" советского периода: взяли музыку сталинского гимна, возродили концепцию сильного государства, противостоящего Западу. Однако возврата к коммунистической идеологии, по понятным причинам, состояться не может. Что же нам предлагают? Да все то же уваровское "православие, самодержавие, народность" – только на новый лад: православие, великодержавность и… коренная национальность.
В недавно вышедшей книге "Разгаданная Россия" философа и социолога Игоря Чубайса, профессионально занимающегося проблемой российской идентичности, отлично показано, как уваровская триада пришла к кризису аккурат в канун революций 1917 года. Народ отшатнулся от церкви, со времен Петра I бывшей придатком и святителем монархических устоев (главой церкви был сам царь), собственницы огромных богатств и недвижимости, консервативной и неспособной к обновлению, несмотря на требования модернизации. Самодержавие рухнуло в результате экономического и социального кризиса, вызванного войной. Народность звучала издевательством в результате сильнейшего социального напряжения, выходом из которого стала Февральская революция. Тем не менее, мученический путь коммуно-империи, зажатой в тиски властью номенклатурных бюрократов, привел к дезинтеграции 1991 года. Предлагая восстановить преемство с дореволюционной Россией, Игорь Чубайс указывает на возможность таких цементирующих страну ценностей, как историзм, духовность, обустройство, демократия. С этим можно спорить, но уже видно разительное отличие в самой постановке вопроса ученым философом и идеологами-портняжками "путинского курса".
С историзмом президента мы уже неоднократно разобрались: никаких уроков истории он не понимает, натужно разворачивая страну к новому витку конфронтации с западными демократическими державами. В стык угрозе перенацеливания ракет на европейские города объявлено о возобновлении патрулирования нашей авиации: снова русские будут мотаться по земному шарику с ядерными зарядами – а че такого? Тут как тут и штатные поддакиватели: взрослые дяди, рассевшись перед телекамерами, с умным видом повторяют затасканный во времена "холодной войны" тезис о ядерном сдерживании, на чем, дескать, только и может держаться мирное существование. Ой ли?
Не устану повторять: один из самых страшных грехов – ошибок, преступлений – Путина состоит в том, что посткоммунистическая Россия упускает время для запуска процессов глобального ядерного разоружения. Реальная угроза потерь в результате применения оружия массового поражения идет даже не от архаики противостояния блоков, война между которыми стала невозможна еще в советское время (ученые – участники Пагоушского движения – в полный голос говорили об этом уже в 50-е годы), а от нерешенности ряда планетарных проблем – так называемых "новых вызовов". И решить их человечество вполне может не успеть по милости горе-политиков типа нашего Аники-воина или того же Джорджа Буша в начале нового века, который, по прикидкам ученых, может стать последним в истории человеческой цивилизации.
Теперь посмотрим, что понимается под духовностью. Теологи РПЦ – не только консерваторы, но и либералы – по любому поводу проводят как сам собой разумеющийся тезис: духовность = вера, причем вера истинная, сиречь православная. Но это, мягко говоря, не так. Нельзя отказывать в духовности представителям иной веры, придерживающимся общечеловеческих нравственных принципов. Все мы, по выражению Антуана де Сент-Экзюпери – команда одного корабля. Более того, многие атеисты – и не обязательно грамотные, имеющие изрядный интеллектуальный багаж – в общении с окружающими могли бы дать своей вполне христианской (буддистской, исламской) этикой фору любому, к примеру, "богобоязненному" чиновнику, безбожно гребущему взятки, или националистически настроенному нетерпимцу с нательным крестом. По личному опыту знаю: в эпоху разрушенных церквей, к которым я в детстве испытывал щемящую жалость, духовность черпалась из книг, храмами были городские библиотеки, музеи разных городов и стран, театры, аудитории, где выступали барды и поэты… Бог для меня, по Оккаму, остается лишней сущностью, костылем, торчащим из голов, неискушенных в науках о мироздании. Тем не менее, я далек от того, чтобы заниматься борьбой с религиозными предрассудками. Увы: разуму имманентна иррациональность, она всегда будет присуща человеку в той или иной форме, в том числе и религиозной.
Таким образом, указанное выше равенство дискриминирует немалую часть людей, которая либо отвергает религиозное мировоззрение, либо придерживается каких-либо других верований, отличных, например, от единобожия. Пожалуй, правильнее формула "духовность = культура". И здесь мы подходим к вопросу, годится ли православие в качестве краеугольного камня новой идеологии, которую сегодня пытаются навязать народу всякие сечины, путины и сурковы.
Была у православия перспектива серьезного обновления и конструктивного встраивания в реальности современной России, но она застопорилась, а то и закончилась убийством священника Александра Меня. Убийством, так и оставшимся нераскрытым, хотя понять, кто это сделал, нетрудно, если учесть дату совершенного злодейства: 09.09.90 года. Грохнули его те, кто был заинтересован в пресечении всяких идейных попыток реформирования православия, его эволюции к экуменизму. С тех пор в РПЦ, засиженной бывшими гебистскими функционерами, преобладают все больше фундаменталистские настроения и практически не слышно голосов в пользу вековых назревших реформ. Новое столетие требует диалога, поиска того, что объединяет людей, но угрожающее наступление фундаментализма, увы, на наших глазах заводит человечество в тупик противостояния цивилизаций, в том числе и религиозного. К выводу о необходимости диалога и сближения всех мировых религий пришел и Игорь Чубайс; великолепно высказалась по этому поводу в романе "Переводчик Штайн" Людмила Улицкая.
Тем не менее, активность записных лизоблюдов направлена в сторону утверждения православия в качестве государственной религии, что категорически не согласуется с многонациональностью нашей страны, ее относительной грамотностью (в силу этого изрядно атеистической) и наличием разных конфессий. Таким образом, "триада" работает на дальнейший развал страны! Уже дошло до навязывания преподавания "закона божьего" в школах и оборудования церквей на ракетно-ядерных кораблях (как тут не помянуть пелевинский крейсер "Идиот", спущенный автором "Generation Пи" со стапелей к 120-й, кажется, годовщине со дня смерти Федора Михайловича Достоевского!). Власти, озабоченные эдакой "национальной идеей", аплодируют – почему бы и нет? Но вся история православия, начиная с петровских реформ – служение власти. Оно и прогнило-то в обнимку с самодержавием задолго до 1917, да вдобавок – после притеснений и расправ – пошло-таки на сотрудничество с людоедским сталинским режимом. За честь конфессии в 20-80 годы боролась лишь не присоединившаяся к сергианству (декларация РПЦ 1927) Катакомбная церковь, перед которой я снимаю шляпу, и еще на свой лад Зарубежная – та ее часть, которая не маралась сотрудничеством с гитлеровцами.
Россиянам менее всего хочется возвращаться к православному мракобесию, хотя именно туда нас подталкивают суетливые адепты авторитаризма и иже с ними подпевалы в рясах. Вопрос, видимо, в другом: в способах поднять культуру народа, в технологии этого дела. Но культура-духовность – против любой диктатуры, против несвободы. Культура этого "добра" не переносит, она начисто противоположна вектору усилий режима, занятого примитивным оболваниванием населения. Вот только один из перлов известного лукавого "идеолога": "В наши дни смещение власти к центру стабилизировало общество, создало условия для победы над терроризмом и поддержало экономический рост". И далее безыскусный переход: то, что "нынешнее беспрецедентное давление на Россию вызвано недостатками нашей демократии, – вздор, глупость. Гораздо умнее разглядеть за этими разговорами иные причины и цели – контроль за природными ресурсами". О вывертах путинской внешней политики и ее связи с внутренней не говорит сегодня только ленивый. Вот вы, дорогие избиратели, гадаете, почему это у власти в России вновь оказалась продажная бюрократия? А Сурков, знает, он "умнее": чиновничество наше ночами не спит, души не чает, как оградить наши, пардон, ваши природные ресурсы от зарубежного ворога…
Остается добавить, что на эту тему в "Независимой газете" высказался известный экономист, профессор Владислав Иноземцев: "Идеей православной нации маскируются безумные социальная стратификация и имущественное неравенство... Соединение собственности с властью и их свободная конвертация друг в друга, а никакие не духовность или евразийскость есть характерная черта российской власти начала нового столетия… Нужно порвать с традицией абсолютизации государственничества, осознав, что в последние полтора века главным врагом российского народа было российское государство, ставящее себя над народом и навязывающее ему свои представления и цели". Пожалуй, лучше и не скажешь.
Вы можете оставить свои комментарии здесь