Я, как лицо сугубо частное, более чем далек от того, чтобы давать советы, не говоря уже о лозунгах или призывах. Еще чего. А этим славным ребятам, которые думают, что все могут решать за меня и без меня, хочется сказать вот что: "Меня вы на своей собачьей свадьбе не увидите. Сами стройте свою "вертухаль", сплавляйте свою нефть, пилите свои бюджеты и стабфонды, назначайте друг друга кем хотите - хоть преемниками, хоть вольными царицами, хоть владычицами морскими. Мне не жалко.
Потому что я ни на секунду не хотел бы поменяться с вами местами. У меня есть то, чего у вас не было, нет и никогда не будет. У меня есть достоинство и внутренняя свобода. Мне есть что сказать, и у меня есть язык, на котором я могу говорить".
Не знаю кому как, но мне совершенно неинтересно, кто таков есть и каким будет этот ваш преемник. Пикейные жилеты оживленно гадают, кто Медведев, что Медведев. Добрый он или злой? Умный или не очень? Даст - не даст? Возьмет - не возьмет?
Я про него ничего не знаю. Очень даже возможно, что он расчудесный, что лапочка-душечка и изумруд яхонтовый. Мне-то что за дело - он моего электорального расположения не ищет, так зачем мне обсуждать достоинства и недостатки чужого жениха. Про остальных женихов, радостно согласившихся сыграть роль комических мизераблей, и говорить нечего.
А про эти самые "выборы" что сказать? Уж кому что нравится, но лично мне кажется, что когда взрослые на вид дяди и тети с легкостью позволяют вовлекать себя в детские игры, то это выглядит, мягко говоря, странновато.
В детстве все мы играли в магазин, в больницу, в милицию, в почту. В выборы, кстати, тоже играли. Помню, как в тупиковой части огромного коммунального коридора был нами устроен "Избирательный участок #100". Почему именно сто, я не помню. В посылочный фанерный ящик, закутанный в старый халат чьей-то мамаши, кидались обрезки тетрадных листков, на каждом из которых было написано "Света. Дипутат". "Дипутатом" сопливая плакса Светка Кузнецова была назначена нами по остаточному принципу: слишком уж она была бестолковой, чтобы, как все, проводить избирательную кампанию - ровно установить ящик, аккуратно нарезать бумажки, написать разборчиво имя депутата.
Кто-то из старших, застукав нас за столь сомнительной забавой, надавал всем по шеям и решительно пресек стихийный акт народного волеизъявления.
Наш приход или неприход к ихним урнам не имеют ровно никакого отношения к давно установленным результатам. Они имеют отношение к степени самоуважения каждого из нас. И это, на мой взгляд, важнее всего.
Им, разумеется, никто не помешает. Ну не придем мы с вами туда, куда они зазывают нас и наших детушек. Ничего страшного: что им стоит дом построить - нарисуют, будут жить. Нарисуют любые проценты, которые, кстати, уже давно нарисованы. Ну, будет у них не сто три процента явки, а только сто два. Подумаешь!
А всякие там наблюдатели? Всякие не в меру любопытные иностранцы, вечно сующиеся в наш суверенный огород со своими масонскими циркулями и линейками? Тоже ерунда. Ну, вякнут чего-то там про какие-то якобы нарушения. Так они, злыдни, все равно будут чем-нибудь недовольны, что мы их, не знаем, что ли. Да и не им учить нас демократии, между прочим. Сами еще кого хошь научим.
Ничего, утрутся европейцы, уедут в свои европы, пожмут плечами и скажут в очередной раз: "Что поделаешь, это ТАКАЯ страна. Видимо, ИМ так нравится".
Осознавая тот непреложный факт что у нас действительно ТАКАЯ страна, кто-то, как насытившийся барачный клоп, раздувается от патриотического восторга: "И правильно, такая вот наша страна. В ней много лесов, морей и рек. И я другой такой, как и никакой другой страны не знаю и знать не хочу. А если бы еще в колеса нашей тройки разные ватиканы, лондоны и прочие сионские мудрецы не тыкали занозистыми палками, то знаете, где бы мы уже были! Страшно представить". Представить и правда страшно.
А вот кто-то от чувства принадлежности к ТАКОЙ стране испытывает мучительный стыд. И им, этим двум категориям сограждан, никак невозможно договориться.
А выборы? Ну да, выборов в нормальном человеческом смысле нет и в ближайшее время не предвидится.
Зато есть выбор. Наш с вами выбор - это выбор между отождествлением с властью и гигиенически обусловленной дистанцией от нее. Выбор между участием в навязанном нам похабном и унизительном маскараде и решительным отказом от участия в нем. Выбор между вечным детством и взрослостью. Выбор между трудной и ответственной свободой и добровольным согласием жить в сносно отапливаемом вольере с гарантированным трехразовым питанием. Выбор между разноцветным разнообразием и монохромной стабильностью, которая в особой цене у тех, кто осужден на пожизненное заключение.
Это выбор каждого из нас, а не какого-то мифического "народа".
Народ. Что это вообще такое? О чем вообще речь? "Народ поддержит, народ не поддержит". Какой народ? Где вы его видели? Нет никакого народа, как давно уже в современном мире нету никаких племен. Есть страны (таких немного), где есть общество. Общество, объединенное общими представлениями о миропорядке, общество индивидуумов, работающих на себя и на свои семьи, умеющих учиться на своих и чужих ошибках, воспринимающих свои многочисленные проблемы именно как проблемы, а не как объект национальной гордости.
Они живут, работают, учатся, ездят по миру, проявляют доброжелательное любопытство к чужой, не всегда понятной им культуре. Они твердо знают, что вежливость и терпимость не признак слабости и подчиненности, как это принято считать в архаических или криминальных коллективах, а признак силы и уверенности. Им не придет в голову надуваться от гордости по поводу того, что в недрах территории, где их поселила историческая судьба, случилось скопление газов.
Кто-то предпочитает жить, будучи подключенным к мировой цивилизации. Кому-то нравится работать от батареек самобытности и особого пути. И этим, которые от батареек, попробуйте только заикнуться о том, что батарейки рано или поздно сдыхают. Вам ответят, мало не покажется.
А кому-то необходимо быть не частным лицом, ответственным за собственную судьбу, а вот именно что "народом". Если даже и так, то и у "народа" есть небольшой, но все же выбор. В одной редакции великой и бесконечной народной трагедии народ может "безмолвствовать". В другой - дружно и надсадно кричать "Да здравствует царь Димитрий Иванович!"
Или не "Иванович", какая разница. В любом случае выбор невелик. Оригинал статьи опубликован на сайте www.grani.ru