Что это? Крах? Крушение надежд на то, что ситуацию в стремительно мертвеющем государстве РФ ещё можно изменить? Доказательство тезиса о том, что народ больше не субъект истории? Или просто Конец Истории по Ф.Фукуяме?
Нет, конечно. Давайте для начала вспомним путинскую "восьмилетку".
Перед президентом Путиным в 2000-м году, если отбросить пропагандистскую шелуху, стояли три важнейших политических задачи:
1) завершение приватизации, обеспечение неприкосновенности и легитимизации ее итогов;
2) перевод социальной сферы с советских на постсоветские, капиталистические рельсы;
3) легализация новой российской "элиты" на Западе.
Первые две задачи Путиным были решены: олигархи, за исключением немногих, присягнули на верность Кремлю и остались владельцами захваченной в 90-е собственности. Появился даже расхожий журналистский термин – "кремлевский олигарх".
Зурабовские реформы подвели жирную черту под советской эпохой в социальной сфере. Льготы для граждан, если они не занимают чиновных постов и не имеют депутатских мандатов отменены. Каждый платит за себя сам.
Однако третью задачу - признание и легитимизация российской "элиты" в Европе – Путину решить не удалось. Об этом свидетельствуют аресты бывших российских чиновников и многочисленные скандальные разоблачения фактов коррупции в высших властных эшелонах в иностранной прессе.
В связи с этим, вполне возможно ожидать изменения пропагандистской риторики Кремля: с псевдопатриотической на псевдодемократическую.
Разумеется, речь идет лишь о смене РИТОРИКИ. И не более того. Как показала политическая практика, легализоваться на Западе в условиях сохранения нынешней квазигосударственнической, изоляционистской риторики проблематично. Медведев должен явить Западу "потемкинскую деревню" демократии, которая будет иметь такое же отношение к российским внутриполитическим реалиям, как и фальшивые деревни на пути следования Екатерины II к реальному положению крепостного крестьянства в XVIII веке.
Никакой реальной "оттепели" власти, разумеются не планируют. "Оттепель", в принципе, возможна (более того, неибежна!). Но... исключительно в случае обвала цен на нефть и острого экономического кризиса (как в аналогичной ситуации в конце 80-х был неизбежна перестройка). Но цены на нефть по-прежнему высоки. Поэтому реальное отношение режима к гражданским правам и свободам остается неизменным.
Очевидно, что все это свидетельствует не о силе, а о сверхудачной для российского руководства текущей конъюнктуре на сырьевых рынках. Равно и "поддрежка", к которой апеллирует власть - не поблее чем, "коэффициент безразличия".
Медведев никогда не будет иметь той общественной поддержки, какую имел Путин в начале 2000 г., как "победитель" Чечни. Медведев не победил никого. Даже на телеэкране. Лозунг "Голосуя за Медведева, голосуешь за Путина" - единственно, что было и есть у него за душой.
Но Путин - уходит. Еще чуть-чуть и Медведев останется один на один перед лицом таких масштабных общенациональных проблем, которые он не то, что решить, даже осмыслить в полной мере вряд ли сможет.
В первую очередь, это грозящий стране в самое ближайшее время острый и масштабный продовольственный кризис. Цены на продукты питания "разморозят" с 1 мая, и их резкий рост может пойти лавинообразно. При этом надо учитывать, что Россия, в которой сельское хозяйство как отрасль было угроблено ещё при Ельцине, крайне зависима от импорта иностранного продовольствия. Чуть ли не на 70-80%, если не ошибаюсь. А цены на импорт очень чувствительны к колебаниям мировых цен. В итоге, льготные бунты пенсионеров в январе 2005 г. могут показаться власти жалкой прелюдией по сравнению с грядущими волнениями из-за дороговизны продовольствия.
Кроме того, Кремль упускает нити управления северокавказскими республиками. Пламя вялотекущей гражданской войны в Дагестане – будем называть вещи своими именами – не только не ослабело, оно лишь разгорается. Внутридагестанские социальные противоречия резко усиливаются. Причем, все это нарастает как снежный ком именно в завершающей фазе путинской эпохи.
Чечня при Рамзане Кадырове с каждым годом берет суверенитета все больше и больше. И даже заявляет свои территориальные претензии соседним субъектам федерации.
А ситуацию в Ингушетии ни федеральная, ни местная власть уже, похоже, не контролирует. Общественная компания "Я не голосовал на "Единую Россию" вкупе со все нарастающими выступлениями против президента Зязикова, его администрации и руководства местных силовых структур сливаются в мощный поток массового гражданского неповиновения.
Без радикального решения социальных проблем на местах ситуацию нормализовать невозможно. "Закручивание гаек" при сохранении статус-кво лишь ещё больше озлобляет местное население. А ничего другого федеральная власть предложить не способна...
А если Путин все-таки не уйдет и, как обещал, станет премьер-министром?
Оппозиция от этого только выиграет. Двух царей на Руси быть не может - власть немедленно расползется, как гнилая ветошь.
Кто сказал, что "план Путина" принят на века? Национальная ассамблея, открывающаяся в середине мая, должна раскачать это гнилостное болото. Оппозиция умерла? Да здравствует оппозиция!
Оригинал статьи опубликован на сайте www.nazlobu.ru