Заставка фильма "Рюрик. Потерянная быль"
  • 19-12-2012 (00:18)

Клоуны в косоворотках

Юморист Задорнов снял фильм об исключительности русской нации

update: 21-12-2012 (14:17)

Известие о том, что популярный юморист Михаил Задорнов собирается выступить автором фильма, в очередной раз разоблачающего пресловутые "мифы о России", вызвало серьезную озабоченность в среде профессиональных историков. Им-то не нужно было объяснять, насколько деликатной и тонкой является тема межнациональных отношений и как легко разрушить с трудом достигнутое хрупкое равновесие в этой области.

По общему мнению, Михаил Задорнов здесь никак не годился для роли объективного арбитра. Он, скорее, смог бы сыграть роль "слона в посудной лавке". Тем более что эту роль он вот уже много лет к восторгу невзыскательной публики играет на эстрадных подмостках.

В целом опасения профессионалов оправдались. Фильм с Михаилом Задорновым в роли "историка" под названием "Рюрик. Потерянная быль" был показан на минувшей неделе по каналу "РЕН ТВ".

Картина оказалась, если говорить прямо и без обиняков, дилетантским гимном дремучему воинствующему шовинизму.

На голубом экране
Смотрите также
НОВОСТИ

Немного утешает здесь то, что главным в этом словосочетании является все-таки первое слово. Лента и в самом деле получилась дилетантской и примитивной по исполнению. Много вреда она не принесет. Во всяком случае очень хочется на это надеяться.

Заметим сразу, что новоиспеченных "историков" и "разоблачителей" нынче развелось немало. Открывают этот не самый почтенный ряд уже порядком подзабытые Фоменко с Носовским. Сегодня их дело по переосмыслению известных фактов "достойно" продолжают уроженец Грузии Константин Затулин и православный министр, ниспровергатель мифов и мифотворец Владимир Мединский. Здесь же отметился и клоун-расстрига Иван Охлобыстин.

Теперь к этой когорте примкнул Михаил Задорнов. Поскольку в титрах фильма имя режиссера отсутствовало, надо полагать, что в этой роли также выступил сам юморист. Таким образом, Задорнов в своем новом историческом проекте оказался един в трех лицах: в качестве автора, исполнителя и режиссера фильма. Этим он поставил своеобразный рекорд — такое "совмещение" еще не удавалось никому из перечисленных выше персонажей. Режиссерами своих фильмов они все-таки приглашали профессионалов.

Собственно, сам сюжет двухчасовой документальной ленты можно пересказать в двух-трех предложениях.

Михаил Задорнов утверждает, что легендарный Рюрик, якобы приглашенный нашими предками на русскую землю "владеть и править" этой землей, был, вопреки общепринятой нормандской теории, вовсе не скандинавом, а славянином. Причем, возможно, даже русским.

Ну и что? А ничего особенного. Теория, как теория, одна из многих, имеющих право на жизнь. Рискну предположить, что господин Задорнов неважно учился даже не в средней, а в начальной школе. Там, помнится, еще в классе четвертом учителя рассказывают об общих корнях народов индоевропейской группы. В частности, о том, что многие слова в русском, латышском, польском, немецком, английском языках очень похожи по звучанию и по смыслу. Нередко встречаются почти одинаковые названия населенных пунктов разных стран, расположенных за тысячи километров друг от друга. Из чего следует, в частности, что эти народы изначально являются пусть дальними, но все же родственниками.

Добавим к этому, что родословные королевских династий Европы и Азии также переплелись теснейшим образом. Поэтому вполне даже возможно то, что у Екатерины Великой могли оказаться славянские предки. Равно, как и то, что у тех деятелей нашей истории, кого мы почитаем как "чистых" русских, могли оказаться немецкие, французские и шведские корни. Не говоря уже о Пушкине (правнуке генерала и инженера, эфиопа Ибрагима Ганнибала) и Лермонтове (которого историки называют потомком шотландского офицера на польской службе Джорджа Лермонта), вспомним хотя бы великого русского полководца Александра Суворова. По собственному утверждению генералиссимуса, его прямым предком был родовитый шведский дворянин Сувор, принявший русское гражданство еще при царе Алексее Михайловиче.

Словом, тема эта обширная, интересная и, безусловно, нуждающаяся в освещении и публичном обсуждении. При одном только условии. Это обсуждение должно проходить при непременном уважении к достоинству и чести других народов, как населяющих Россию, так и являющихся нашими естественными соседями. Иными словами, доброжелательно, корректно и без ненависти.

К сожалению, у Михаила Задорнова эта ненависть плещет через край. Создается впечатление, что юморист, вопреки своей гуманной и доброй профессии, ненавидит исключительно всех.

Естественно, американцев (они якобы поголовно глупы), немцев и шведов (они "грязнули" и вообще "подмяли под себя российскую науку и образование"), французов и итальянцев (слишком "хитры"), англичан (а эти вообще извечные и принципиальные враги России).

Перечислению нет конца. Легче найти нацию, не вызывающую презрения у Михаила Задорнова. Можно вспомнить хотя бы его кощунственную "шутку", прозвучавшую накануне пекинской Олимпиады. Тогда Задорнов "предложил" футбольным арбитрам во время матчей с участием китайских, корейских и японских футбольных команд показывать провинившимся игрокам не желтую карточку, а зеркало!

Этот, с позволения сказать, "юмор" вызвал шквал возмущения у здравомыслящих людей. В ненавидимых Задорновым Швеции и Германии поле такого откровенно нацистского высказывания артисту был бы навсегда заказан путь на эстраду. Но только не у нас. Российская публика, выдвигающая в числе прочих грязный лозунг "В цветах "Зенита" нет черного!", внимает расисту с радостью и щенячьим восторгом.

Похоже, что именно для этой публики Михаил Задорнов и расхаживает в своем фильме в разных странах мира в клоунской косоворотке на фоне живописных развалин.

Ладно бы говорил он только о том, что русские обряды древнее античных древнегреческих (что само по себе с научной точки зрения является бредом), так ведь он пытается подвести под свою расовую теорию нравственную основу! Он утверждает, что русские были изначально чище (в прямом смысле слова), умнее, благороднее народов, живших по соседству, что именно русские основали крупнейшие европейские столицы, в частности Берлин, и вообще заселили Европу.

Неокрепшие маргинальные умы с радостью соглашаются с тезисом о своей изначальной национальной исключительности. Еще бы, ведь теперь не нужно трудиться, учиться, думать, делать научные открытия и создавать великие произведения искусства. Пусть этим занимаются "низшие" нации. Мы изначально лучше потому, что мы — русские.

Задорнов, возможно, сам того не подозревая, подводит "теоретическую базу" даже под возможную склонность русских к криминалу и беспределу. Он с умилением и восхищением говорит о том, что "русы — это не национальность, а авторитетная группировка". Видимо, подразумевается, что этой "группировке" дозволено в мире все.

Мягко говоря, непродуманные высказывания Михаила Задорнова вбивают клин между народами. К сожалению, очень похоже, что делается это с молчаливого согласия властей. Им сегодня крайне выгодна пропаганда теории национальной исключительности, согласно которой преимущество над другими народами, в том числе право повелевать ими, дается русским изначально и без всякого труда. С точки зрения этой теории все неудачи и беды можно легко объяснить "происками внешних врагов" и призвать россиян на борьбу с ними.

Правда, все это мы уже проходили. Много лет назад похожие клоуны тоже надевали национальные рубахи и стучали кружками по столу в мюнхенских пивных. Они, как ни парадоксально, также утверждали, что их нация чище, умнее, благороднее и древнее всех в Европе, что именно их предки освоили эту землю и основали большинство европейских столиц.

Так почти сто лет назад зарождалась коричневая чума нацизма. Мы сегодня очень хорошо помним, как все это закончилось. В том числе для проповедующих национальную исключительность ряженых клоунов.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Юрий Гладыш

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter