Прошу простить мне некоторые самоповторы, но есть концепции, которые полагается высказывать целиком, связно, а не ограничиваться отдельными тезисами, разбросанными по публикациям и репликам-комментариям.
Но, по порядку. Ещё полтора года назад моё внимание привлекло полнейшее стилистическое сходство антиукраинской пропаганды и антиизральской пропаганды 40-летней давности. Почти одновременно я понял, что непрерывно склоняемые утверждения о "братских народах" очень странны. Все-таки народы не составляют столь сложных единых психических конструкций, чтобы чувствовать сильные как бы человеческие эмоции. Всё ж таки, нации — это даже не киплинговские маугли, поминутно провозглашающие "мы — одной крови". В конце концов, если говорить о братских народах, то трудно привести более наглядные примеры, чем немцы и немецкие евреи - лет сто назад, или в то же время - русские и русские немцы...
Никаких братских народов не может быть, подумал я, потому что биологическая модель социума находится в обратной зависимости от его размеров. Цивилизации ведут себя как вирусы, распространяя своё влияние на окрестные "клетки"-культуры. Империи ведут себя как амёбы или колонии клеток. И так уменьшаясь до уровня общины и клана, которые уже проявляют алгоритм поведения, которые можно уподобить даже не насекомым, но уже мышкам, крыскам... Братание инфузорий-туфелек или даже живущих в траве кузнечиков, воспетых Пелевиным, я себе представить не могу.
Я вполне могу представить себе народы-симбиоты — сопоставимые по культурно-исторической "силе" (мощь традиции, присутствие в элитах и субэлитах) и объединяющиеся для решения общей социокультурной (национально-государственной) задачи.
В конце XVII века русские и украинцы объединились для создания Русской европейской империи, названной Россией. За век до этого для создания Русской евразийской империи хватило потенциала одного русского народа.
Через сто лет англичане и шотландцы объединились для создания Мировой Британской империи и англосаксонского полюса, или "крыла", Европейской цивилизации (второй полюс — "континентальный", франко-итало-германский).
Одновременно в российский имперский симбиотический союз вошли немцы. В шестидесятые годы XIX века русские евреи "сделали заявку" на вхождение в этот симбиоз. Через полвека, в 1917 году это произошло. Ещё через полвека советские евреи начали выход из симбиотического союза. Советские евреи были горячо согласны разворачивать оттепель в построение гуманного и демократического социализма, но участвовать в проекте "советского фашизма" (антирыночного консервативного потребительского тоталитаризма) - отказывались наотрез.
Кроме того, у евреев появился свой имперский проект — Израиль-победитель. И вот этот выход евреев из русско-имперского симбиоза был воспринят как чудовищное предательство, со всеми положенными эмоциональными всплесками. Израиль же воспринимался ещё сорок лет тому назад как альтернативное "русское государство", что имело под собой определённую культурологическую подоснову, поскольку еврейское община на Святой Земле (Ишув) и еврейское государство в 1910-40 годы формировалось как цивилизация — дочерняя одновременно по отношению к российской и немецкой культурам, сплавив в единое то, что казалось несовместимым.
В 2013 году стало ясно, что Украина начала выход из культурно-исторического симбиоза, создавшего российскую империю. Это означало ничто иное, как смену статуса России — из Европейской империи она вновь стала Евразийской. Последовавшие громогласные вопли, с судорожной выдачей нужды за добродетель, можно пропустить как ритуальные. В сопоставимом масштабе это напоминало бы откол Американского Севера и Востока (с условным возвращением в Британское Содружество наций), обрекающее оставшееся США на положение самой мощной страны Латинской Америки.
Но у Украины не было иного выхода: она могла рассыпаться, разделившись на переваренную РФ часть и оставшийся вечно оппозиционный пророссийскому Киеву лимитроф (буфер), "Галицию" - между "Святой Русью" и "Гейропой".
Но Украина предпочла вся вместе реанимировать неиспользованную до сих пор в её истории возможность проекта "Европейская Киевская Русь". От этого и бешенство Москвы. Не временный переход на сторону Запада (как это уже было при Кучме, отправившего украинские войска в Ирак), но создание цивилизационной альтернативы. Более того, Киев включил большинство украинских русских в новый культурный симбиоз, ясно показывая, что возможна действительно Другая Россия — не православный ХАМАС в степях Донбасса, а тот вектор русской истории, который был перечеркнут ударами Орды и периодом "святорусского царства" - от Ивана III до Ивана V.
Но ведь, как принято говорить, у нас убивают за меньшее.
! Орфография и стилистика автора сохранены