8 марта 2022. Я никогда не хотела эмигрировать из России. Это отрицательное отношение к эмиграции сформировалось у меня с юности. Родители мои всегда говорили, что не хотят уезжать. Они и в тюрьме оказались в 80-х годах XX века, потому что не уехали, как многие их друзья. Помню, как тогда в конце 70-х годов родители бесконечно провожались друзей . Тогда уезжали навсегда и было ощущение, что никогда-никогда мы не увидим тех, кто уехал.

Я хорошо помню Галича, который давал свой прощальный концерт у нас дома на Южинском переулке. Он подарил моей маме фарфоровые подсвечники и очень редкую икону. Фарфоровые  подсвечники я продала антиквару, а икона до сих пор у нас. Считается, что эта икона "приносит" детей. И это правда, многие дети родились (мои и не мои) за то время, что икона эта оказалась у нас.  

Да, так вот, тогда в конце 70-х в эмиграцию уезжали навсегда. И 100 лет назад, когда уплывал философский пароход, было понятно, что никто никогда никуда не вернётся .

Сегодня мы наблюдаем настоящий Исход. Я не сплю несколько ночей, впрочем, как и многие другие. Не сплю, потому что я бесконечно жду, пока мои близкие и мои знакомые пройдут эту чёртову границу. Границу воздушную и границу наземную. И когда они ее проходят, ты чувствуешь облегчение. И радуешься за них.

И все-таки эта новая эмиграция - это не "никогда ничего, навсегда". Это эмиграция как бы понарошку. Потому что, как будто просто "вышел из дома покурить". Те, кто сейчас уезжают, не знают, насколько они уезжают - два месяца, полгода, или как сказала сегодня одна моя знакомая "навсегда".

*  *  *

Сейчас вся лента и все мессенджеры будут в поздравлениях с 8 марта.

Праздную ли я этот праздник? Признаю ли я его? И да и нет.

В нашей жизни особенно сейчас так мало любви, поэтому любое ее проявление пусть даже один раз в году - оно важно, как адреналин, как серотонин. Конечно, мой муж не поздравлял меня с 8 марта. Сыновья в школе рисовали букетики сирени, приносили.

Когда я сама стала учителем французского, радовалась цветам, которые дарили родители и ученики. Когда стала посетителем тюрем, 8 марта звонили из колоний осуждённые. Их родственники писали поздравления, дарили цветы.

Вот вчера позвонил один осужденный на долгие годы. Тот, кого мы часто встречали в Лефортово. У него семья в Украине. Позвонил с телефона автомата. Все законно . Спросил, как дела. Поговорили. У них там мало информации. Ещё меньше, чем у нас.  Кто-то считает, что 8 марта - праздник дискриминационный.

Для меня же это просто день в моем любимом месяце календаря. День, когда тебе говорят комплименты, как пел Булат: давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты". Как важно успеть услышать комплименты при жизни. Как важно успеть сказать эти комплименты другим. Это та самая любовь, которая не перестанет….

*  *  *

Страшно подумать, что там , совсем близко от нас, там ведь тоже 8 марта. Вспоминаю , как меня поразило в лагерях беженцев в Ингушетии во время Второй Чеченской войны, куда я ездила вместе с журналистом Жан Пьером Тибода, меня поразили Женщины чеченские, они были красивы , причёсаны и кажется с косметикой.

То есть, они бежали от войны, рассказывали нам ужасные истории. Но оставались женщинами. Никто никогда не знает , что его ждёт. Но вот эти знаки любви они всегда с тобой.

Так что с праздником тех, кто празднует. И пусть сегодня будет меньше смертей .

 

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены