Начинает казаться, что наступила эра маркетологов. С производством товаров после вступления в гонку Востока (Китай, Турция, Вьетнам, Индонезия, Малайзия...) проблем нет, с доставкой к потребителю тоже (благодаря открытому интернет-пространству маркетплейсов). Это если не видеть голодающих миллионов и ограничиваться сбросом еды на парашютах или же строительством безумных пирсов за сотни миллионов долларов (то есть и деньги перестали быть проблемой, ими откупаются от тех проблем, которые неспособны решить бюрократы).

Но если товары не идут к нуждающимся, нуждающиеся сами идут к ним: по пустыне, через моря и горы. Заодно многие из них погодя оказываются участниками производства, меняя прежние рынки рабочих рук, а их заработки (непривычные на прежнем месте) выводят на рынок товарных предпочтений новые номинации (привычные им в старой жизни). Процесс пошел, охватывая уже и Африку. И тут главное, оказывается, не произвести товар, а впарить его потребителю, такому же, как всегда, доверчивому массовому Незнайке. Но лучше уже прямо каждому "коротышу" в отдельности вложить в голову желание купить предмет, услугу, развлечение.

Более двадцати лет назад я стал гендиректором крупного издательства. И увидел, что в его структуре есть странный отдел: распространения и маркетологии. Симбиоз из семи получающих твердую зарплату возглавлял юный внук прежнего гендиректора. Я попросил его представить бизнес-план. Через неделю увидел страничку: в январе получим столько-то прибыли, в феврале – столько, далее – по нарастающей. Спросил молодого специалиста: а за счет чего прибыль? Он посмотрел с недоумением, я уволил весь отдел, отнял от сосцов зарплатной ведомости, за которую издательство еще и налог платило. И сказал, что за каждую проданную в магазины книгу распространитель получит свой процент. Удержалась на этом одна бывшая кавказская учительница, не стеснявшаяся работать в чужой Москве. Издательство распродало (с моей личной поездкой на Лейпцигскую ярмарку) все миллионные остатки и заключило контракты на все новые проекты. В том числе ушли к потребителям несколько книг по маркетологии. Убыточная контора за полгода стала прибыльной – без бизнес-плана. Если решают маркетологи, то зачем тогда остальные руководители? Зачем в издательстве (экономическом, заметим) паразитическая прослойка, никак экономически не связанная ни с производством, ни с продвижением?

И вот сейчас они перешли в наступление. Агрессивный маркетинг лезет уже и через смартфон, стоит что-то спросить у Гугла – тебя завалят самыми дикими предложениями. "Зомбоящик" теперь не просто телевизор, он осваивает новые размеры и способы проникновения через сознание в подсознание, навязывает волю и лезет за твоей кредитной картой. Наши "куки" не для скуки! А теперь мы идем к вам! Армия кипучих бездельников (не обязательно субъектных) бьет по площадям, лезет в глаза и уши. Ничего нового, всякая возникающая возможность привлекает новые силы. Как в организме: если не ограничить условия роста клеток, получается раковая опухоль. Вместо необходимого органа.

Экономика это уже переживала неоднократно за последний век, боролась с картелями, с всесилием рекламы, с навязыванием цен, с неконтролируемой дельтой прибыли. Видимо, надо и инструменты маркетологов регламентировать. Есть же законы о СМИ. Вы пробовали, например, отказаться от услуг оператора связи? Вот в Израиле кто-то попробовал, вместо отключения номера компания стала звонить по десятку раз в день, на разные голоса и приемы навязывая продолжение услуг. Пришлось обратиться в суд, там уже не одно такое дело рассмотрели, назначили штраф компании – не слишком большой по меркам мировых валют. Но все же разовый инструмент противодействия.

Самый главный из инструментов агрессивного маркетинга – боты. Роботы, занявшие места на производствах, не пустили освободившиеся руки в пухнущие ряды агрессивного маркетинга, там трудятся такие же порождения технологической электроники – боты. Самые крупные ботофермы, естественно, в Китае, закажи им продвижение – и в любой части света твой товар настигнет потребителя. А маркетологи слились с массовыми айтишниками, если для рекламы надо хоть что-то скреативить, то новая общность на новых возможностях влияния давит массой, напором. А беспардонность людей никогда не знала естественных пределов.

Вот и лезет она с помощью пока дозволенных методов в мозги, наливаются новые соблазны и способы паразитирования на человеческих слабостях – вездесущие букмекерские конторы, порнохабы, компьютерные игры. Дави на хомяка или на бананы – и заработаешь на ведра попкорна, чтобы сидеть с ним перед компом и давить, давить, давить... Это покруче финансовых пирамид. Тут ведь опасность не только конкретного развращения и отупения, распространяется и мыслительная лень, массовые технологии навязывают мышление штампами, паразитирование на подсказках. Так и "Винда" становится все агрессивнее, пристает с ненужными услугами вместо обеспечения твоей креативной деятельности. А за ним и остальные платформы и программы.

Информация – это товар, маркетологи усвоили, да собственно другого товара они и не знают. И новостные ленты полны отнюдь не сопутствующей рекламы, где редакция добросовестней – с ярлыком, а где, как в России, законы обходят всегда – безо всяких ярлыков. Нутрициологи, психотехники и парапсихологи, специалисты по стилю жизни, предсказатели и прочие профессиональные пугальщики и попрошайки – это не самые еще страшные. Теперь с помощью ботоферм они полезли и в политику (поэтому называют себя политологами и политтехнологами).

А это уже напрямую меняет жизнь миллионов людей сейчас, и на поколения. Рассылка ботами тысяч сообщений по соцсетям не менее опасна, чем экстремистские чаты, виртуальные "СМИ", существующие только в написанном адресе ссылки, влияют на реальную картину конфликтов, подливая истерический бензин в привычные к безликой заразе души. Подчас они оказываются действеннее прямой (пусть скрытой) оплаты массовых возмущений, формируя бескорыстное общественное мнение. Этим уже пользуются размножившиеся хакеры, прежде всего состоящие на службе у диктатур.

Пока мы не можем придумать, как справиться с прибоем влияния агрессивного машинизированного маркетинга на наше существо, подступают следующие волны. Как всегда, сначала в облике помощников – чаты ИИ. Поиграйте с нами, мы вам вас нарисуем! Объясним, что знают другие люди по возникшему у вас вопросу. Дружелюбно и невинно. Но ведь собравшимся в единую сферу мощнейшим программным цепочкам алгоритмы задают люди, а люди – сами знаете... Сначала придумают, как научить ИИ впаривать товары, а потом – политические решения. Не будет войны с роботами, до нее дело не дойдет.

О противостоянии роботам умные головы задумались задолго до того, как эти роботы появились. Голем и Франкенштейн – образы литературы начала современной истории, Чапек придумал слово, ставшее всеобщим, сто лет назад, Айзек Азимов свои законы роботехники – много десятилетий назад. Не пора ли сейчас внедрить общие и неуклонные законы маркетинга и допуска ботов и прочих программных продуктов к реальным людям?

Сейчас, пока ИИ такой полезный. И пока любознательные ученые не начали массово внедрять чипы в живые организмы и разминаются на лечении экзотических болезней...

Иосиф Гальперин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter