Уважаемый господин Президент.

Кардинальное несогласие с проводимой Вами избирательной реформой и убежденность в пагубности ее последствий, которые пока еще можно предотвратить, явились причиной написания этого обращения. Как известно, начиная с избирательной компании 2007 года, граждане России по вашей инициативе законодательно лишены права непосредственного выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы, избираемых по одномандатным округам, как в порядке выдвижения от группы граждан, так и в порядке самовыдвижения.

Как гарант конституционных прав граждан, Вы, безусловно, знаете, что в Конституции России существует статья 55, которая гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Проводимая Вами избирательная реформа мотивировалась необходимостью защиты государства от угрозы терроризма после трагедии в Беслане. Я утверждаю, что лишение граждан права непосредственного выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы не обусловлено защитой государства от террористической угрозы. Единственным юридически приемлемым обоснованием подобного решения могла быть только невозможность сформирования работоспособного состава Государственной думы в связи с осуждением значительного числа депутатов, вновь избираемых по одномандатным округам, к лишению свободы за участие в террористической деятельности.

Подобного обоснования вредоносности политического института непосредственного выдвижения кандидатов гражданами и выборов депутатов по одномандатным округам у Вас нет! Все остальное – не более, чем политическая риторика, призванная "закамуфлировать" правовой произвол. Вы злоупотребили полномочиями Президента Российской Федерации, внеся на рассмотрение Государственной Думы, а затем подписав и опубликовав закон №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон, ущемляющий избирательные права рядовых беспартийных граждан в пользу партийной и государственной номенклатуры. Вы нарушили присягу Президента: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Вам не грозит конституционная ответственность в виде отрешения от должности, так как Государственная дума и Совет Федерации Федерального Собрания являются Вашими соучастниками. Но существует еще и уголовная ответственность по ст. 141 Уголовного Кодекса РФ "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав… совершенные группой лиц по предварительному сговору… с использованием своего служебного положения… наказываются… лишением свободы на срок до пяти лет". Разумеется, в любом учебнике по конституционному или уголовному праву России можно прочесть расхожую фразу: "Президент освобождается от ответственности за все деяния, совершенные им за время пребывания в должности". Но давайте вчитаемся в текст закона "О гарантиях…" бывшему Президенту России. "Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации".

Я специально выделил слово "исполнением". В теории права исполнением полномочий называется законопослушное использование должностных полномочий в интересах службы, либо адекватные действия в вынуждающих обстоятельствах. Инициирование Гарантом конституционных прав граждан принятия закона, ущемляющего эти права, очевидно, является конституционным правонарушением (деликтом). С юридической точки зрения это действие не было вынужденным. В подтверждение тому приведу мнение Ваших сторонников. На представлении законопроекта в Государственной Думе председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин (фракция "Единая Россия") сказал: "Принятие решения о переходе на новый принцип носит не характер решения, которое диктуется или определяется правом, это выражение политической воли. Решение может быть вами поддержано или не поддержано исходя из принципов понимания и видения политического развития общества". (Стенограмма заседания Государственной Думы от 24.12.2004 г.).

И, наконец, разберемся: отвечает ли Ваше нововведение "интересам службы"? На том же заседании председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков проинформировал депутатов о "достоинствах" предлагаемой системы: "Так, например, именно пропорциональная система Италии без должной финансовой прозрачности и внутрипартийной демократии была одной из причин распространения коррупции в стране в 90-х годах XX века. В результате она была отменена на референдуме в 93-м году, за такое решение проголосовали 87 процентов избирателей Италии".

Вы уйдете, а система, поощряющая коррупцию, останется. У Вас еще есть возможность исправить допущенную ошибку и добровольно отказаться от завершения задуманного. Для этого достаточно внести в Государственную Думу законопроект, отменяющий все законы, принятые в рамках политической реформы "после Беслана". Надеюсь на Вашу политическую ответственность перед будущим России.

Гражданин Российской Федерации Владимир Гришкевич.