Воскресные парламентские выборы в Польше положили конец 8-летнему правлению национал-консервативной партии "Право и справедливость", возглавляемой фактическим правителем страны Ярославом Качиньским. Оглашенный в понедельник утром уточненный экзитпол 90 тыс. избирателей, проведенный компанией Ipsos, давал ПиС 36,6% голосов. Главная оппозиционная сила – либеральная "Гражданская платформа" во главе с бывшим премьером и экс-главой Евросовета Дональдом Туском, согласно экзитполу, получила 31% голосов. За блок "Третий путь", состоящий из умеренно консервативной Польской народной партии и новой центристской партии "Польша 2050", проголосовали 13,5% избирателей, за Левую партию – 8,6%.

В целом три оппозиционные партии, резко противостоявшие национал-популистам Качиньского и готовые сформировать правительственную коалицию, по данным экзитпола, получили прочное большинство в Сейме – 248 мест из 460 Праворадикальная партия "Конфедерация" выступила значительно хуже, чем ожидалось, – 6,4% голосов. Постепенно объявляемые официальные результаты подтверждают общую картину. По данным с 81% избирательных участков ПиС получила 36,7%, партия Туска – 29,4%, "Третий путь" – 14,5%, Левая партия – 8,4%, "Конфедерация" – 7,2%.

На выборах зафиксирована рекордная явка: на избирательные участки пришли 73% поляков. Это даже заметно больше, чем на судьбоносных выборах 1989 г., когда явка составила 62,7%. Любопытно, что явка среди 18-29-летних оказалась выше, чем среди людей старше 60 лет, что противоречит предыдущему опыту.

Похоже, молодым поколениям и вообще модернистски ориентированным горожанам сильно надоела постоянно используемая Квасьневским, премьером Моравецким и их соратниками риторика казенного патриотизма и пустого традиционализма, абсурдные обвинения либералов в национал-предательстве, в обслуживании интересов Брюсселя и Берлина. Явно не нравятся этим группам населения введенный национал-популистами почти полный запрет на аборты, подчинение судов исполнительной власти, превращение государственных СМИ в рупоры правительственной пропаганды, расцветшее кумовство в госкомпаниях. Напротив, активную поддержку вызвали провозглашаемые Туском и его партнерами цели восстановить демократические стандарты в стране, либерализовать социальную жизнь, оздоровить отношения с Евросоюзом и добиться выплаты заблокированных сейчас 36 млрд евро из ковидного фонда ЕС.

"Демократия победила, – заявил однопартийцам сияющий Туск в воскресенье вечером. – Я самый счастливый человек на Земле. Этот день войдет в историю как день возрождения Польши". В свою очередь, Квасьневский хоть и сказал о победе, но признал, что не ясно, позволит ли она сохранить правительство ПиС. "Мы не позволим, чтобы Польшу предали", – добавил он.

Теперь союзный с ПиС президент Анджей Дуда в течение 30 дней должен созвать первую сессию нового Сейма и назначить претендента на пост премьера. Скорее всего, это будет представитель ПиС, формально победившей на выборах. Кандидат в премьеры в течение 14 дней должен сформировать кабинет, представить программу и получить вотум доверия в парламенте. Представители ПиС уже заговорили о варианте коалиции между своей партией и входящей в "Третий путь" Польской народной партией, которая опирается на крестьянство. Но лидер ПНП Косиняк-Камыш тут же отмел этот вариант.

После неизбежной неудачи кандидата от ПиС Сейм получит возможность номинировать своего кандидата в премьеры. Наверняка это будет Туск, который, видимо, уже сейчас займется формированием трехпартийной коалиции. Весь процесс до появления нового правительства может занять пару месяцев.

Жизнь у нового правительства не будет легкой. Во-первых, входящие в него партии идеологически разнородны, и по таким вопросам, как либерализация абортов и отношения с католической церковью, вероятны противоречия. Во-вторых, по принципиальным вопросам законодательства президент Дуда, скорее всего, будет пользоваться своим правом вето, а у Туска и партнеров нет в Сейме большинства в 3/5, чтобы это вето преодолеть. Но в любом случае это будет уже новый этап в политической жизни Польши.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены